Windows. Вирусы. Ноутбуки. Интернет. Office. Утилиты. Драйверы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Тема урока – Алгоритмическая конструкция «Повторение»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

получение представлений об алгоритмической конструкции «повторение(цикл)»; видах циклов, умений исполнять алгоритм содержащий цикл с заданным условием работы; умений составлять простые (короткие) алгоритмы с повторением для формального исполнителя с заданной системой команд;

умение выделять алгоритмы с повторением в различных процессах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе

Словарь урока: алгоритм, повторение, циклический алгоритм, тело цикла.

Ресурсы урока: ПК подключенные к Интернет, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, презентация, среда программирования Кумир.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные

1 этап. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! На каждом уроке мы с вами продвигаемся в открытиях новых знаний по информатике. С хорошим настроением начинаем работать. Я желаю вам успеха.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Взаимодействие с учителем

Умение настраиваться на занятие

2 этап.

Актуализация знаний:

- Проверка домашней работы (у доски),

- Устное повторение

(пока идет работа у доски, затем сверка написанного на доске с шаблоном ответов)

Деятельность учителя

§ 2.4.2 РТ. №135(б), 138(б), 140

Ответь на вопросы:

    Какая алгоритмическая конструкция называется ветвлением?

    В каких формах может быть записано ветвление?

    Какие команды используются для записи полной формы ветвления?

    Какие команды используют для записи краткой формы ветвления?

    Какие условия для организации ветвлений называют простыми? Составными?

Выполнение теста

Деятельность учащихся

Решают у доски

Отвечают на вопросы:

Конструкция, в которой выбор действий зависит от конкретного условия;

В полной и в краткой форме:

Если, то, иначе, все

Если, то, все.

Условия, состоящие из одной логической операции, называют простыми, а из нескольких – составными.

Знать: алгоритмические конструкции «следование» и «ветвление» .

Уметь составлять алгоритм ветвления

Поиск и выделение необходимой информации.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

3 этап.

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Целеполагание

и планирование

- В строке без пробелов найди и удали понятия, не связанные с информатикой.

Удалив лишние понятия, вы получили ключевые понятия нашего урока.

Сформулируйте на их основе тему урока:

Так какова будет тема урока?

Тема урока:

Цели урока:

Узнать:

Познакомиться:

Научиться:

Удаляют: хромосома, суффикс, мел, глобус, числовой луч, теорема, вес, склонение, масштаб, перемещение

Повторение, циклический алгоритм, заданное условие работы.

Алгоритмическая конструкция «повторение».

Что такое «повторение» и почему его называют циклом?

С видами циклов;

Исполнять и составлять циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы.

Уметь форматировать символы (шрифт, размер, начертание, цвет) и абзацы (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

- формирование логического мышления

Регулятивные УУД:

Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

4 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

Давайте узнаем, что такое «повторение» и почему его называют циклом?

Сделайте записи в тетрадях.

Познакомься с видами циклов (работа в паре)

Самопроверка с комментариями учителя:

Какие отличия вы увидели в записи 3-х циклических алгоритмов?

Вот первый алгоритм. Назовите его существенное отличие.

Как бы вы назвали цикл с таким условием?

Посмотрите на второй алгоритм, какое название вы ему придумали на основе анализа?

Посмотрите на третий алгоритм, какое название вы ему придумали на основе анализа?

Смотрят видео.

Записывают основное:

- повторение – это алгоритмическая конструкция действий, выполняемых многократно. Алгоритм с повторениями называют циклическим. Многократно повторяющиеся действия – телом цикла. Шаблон записи цикла нц тело цикла кц.

Работают в паре, выделяют существенные отличия в записях различных циклических алгоритмов.

Мы видим, что у этих алгоритмов разные условия окончания работы и немного отличается порядок записи.

Он будет выполняться пока условие не выполниться.

Цикл с заданным условием продолжения работы;

Цикл с заданным числом повторений;

Цикл с заданным условием окончания работы.

Получить понятие о циклическом алгоритме и его видах.

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- развитие внимания

- формирование навыков создания структурированного конспекта

5 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Самостоятельная работа + взаимопроверка;

- Компьютерный практикум

Научись выполнять алгоритм с заданным условием продолжения работы

Научись составлять алгоритмы с заданным условием продолжения работы для исполнителя Чертежник

Выполняют самостоятельно РТ. №151(а), проводят взаимопроверку

Работают в системе Кумир РТ. №150(а, в)

Закрепить понятие о цикле с заданным продолжением работы

Уметь составить алгоритм

Познавательные УУД:

- формирование знаниевой компоненты по теме урока

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

6 этап. Рефлексия и оценивание

Можете ли вы назвать тему урока?

Вам было легко или были трудности?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какое задание было самым интересным и почему?

Как бы вы оценили свою работу?

Отвечают на вопросы, подсчитывают баллы, выставляют оценки

7 этап. Домашнее задание

§ 2.4.3 С. 81- 84 РТ. №148, 151(в)

Задание творческого характера:

Приведите примеры циклического алгоритма из:

    Повседневной жизни

    Из литературного произведения

Урок информатики 7 класс

Дата проведения 12.11.2015г.

Цель урока : научить составлять алгоритм ы с повторение; использовать циклы в алгоритмах для решения задач , создать условия для формирования первичного представления о цикле в алгоритме и команды "повторить";

развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся; развивать навыки работы в программной среде;

воспитывать любознательность и углубленный интерес к изучению информатики.

Тип урока: урок изучения и первичных закреплений новых знаний

Используемое оборудование: пк учителя, пк ученика, мультимедийный проектор

Используемые учебники и учебные пособия: Інформатика: Підруч.для 7-го кл.загальноосвіт.навч.закл. / Й.Я.Рівкинд [та ін.].- К.: Генеза, 2015.

Программное обеспечение: Scratch

Опорные слова: алгоритм; команда повтори N раз, тело цикла

Тема урока: Алгоритмы с повторением. Составление и исполнение алгоритмов

с повторением в программной среде

План урока : 1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

4. Изучение нового материала

5. Работа на пк

6. Итог урока

7. Д/З

Ход урока:

1. Организационный момент:

Приветствие.

Напоминаю: на прошлом уроке мы свами начали изучать тему: Алгоритмы с повторением и ветвлением , ознакомились с базовыми структурами алгоритма, его свойствами и формами представления. Сегодня мы с вами изучим алгоритм с повторением, научимся составлять такие алгоритмы и применять на практике - исполнять алгоритмы с повторением в программной среде Scratch .

2. Проверка домашнего задания:

1. Что называют алгоритмом?

Что такое команда алгоритма?

Кто или что может выступать в роли исполнителя алгоритма?

2. Назовите базовые структуры алгоритма?

[линейный, алгоритм с повторением, алгоритм с ветвлением ]

В какой форме может быть представлен алгоритм?

[словестной, в виде текста, графически: блок-схема]

Какие алгоритмы называют линейными?

3. Какие можно выделить свойства алгоритма?

[массовость, результативность, эффективность, конечность алгоритма]

Приведите примеры линейных алгоритмов из повседневной жизни.

3. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

* Подумайте, какие явления в природе постоянно повторяются? [День сменяет ночь, восход и закат солнца, фазы луны, времена года сменяют друг друга и так происходит много лет]. Процессы, которые повторяются, называются - циклическими.

* Вспомните народные сказки: «Колобок»; «Репка»; «Золушка» и др. в них используется повторение одних и тех же действий. Какие действия в сказке «Золушка» повторяются несколько раз?

* Мы постоянно участвуем в циклических процессах:

Занятия в школе по конкретному предмету каждую неделю повторяются, согласно расписания;

Звонки на урок и с урока ежедневно звонят в одно, и тоже время;

Домой мы идем по одному и тому же маршруту;

На уроке украинского языка каждый раз разбирая строение слова мы выполняем один и тот же набор команд;

Когда вы решаете уравнение по алгебре, повторяете каждый раз один и тот же порядок действий……

4. Изучение нового материала

Итак, запишите сегодняшнее число и тему урока!

Рассмотрим задачу (учебник стр.66)

Дано: емкость 50л, ведро 10л, колодец. Необходимо наполнить бочку водой.

Наша задача записать алгоритм, в результате выполнение которого, поставленная задача будет решена: бочка будет наполнена водой.

(На проекторе презентация)

Запишем алгоритм решения данной задачи, представленный в виде текста:

1. Взять ведро

2. Набрать полное ведро воды в колодце

3. Вылить в бочку.

…………………………..

Поставить ведро

Давайте определим, какие команды повторяются в данном алгоритме и сколько раз

(Запишем наш алгоритм с использованием команды повтори)

1. Взять ведро

2.Повтори 5 раз

Набрать полное ведро воды в колодце

Вылить в бочку

Поставить ведро

2-3 повтори 5 раз

Мы с вами решили задачу используя, алгоритм с повторением.

Итак, Алгоритм - команды которого повторяются N раз называется алгоритмом с повторением.

Алгоритм с повторением называют еще алгоритм с циклом или циклическим алгоритмом !

Если в условии задачи определено количество повторений команд, значит, алгоритм решения задачи имеет команду цикла со счетчиком . На примере решенной задачи мы видим, как выглядит простейший алгоритм с повторением, который содержит команду цикла со счетчиком:

Запишем общий вид команды цикла со счетчиком:

Повторить N раз (заголовок цикла)

Команды (где команды образуют тело цикла)

Мы знаем, что алгоритм удобно представлять графическим способом, для этого используют блок-схему. Внимание на экран давайте вспомним, как выглядит блок- схема линейного алгоритма: см. слайд 4.

Составление алгоритма в тетради:

Составте алгоритм нахождения периметра равностороннего 7 угольника со стороной а=5. Представте данный алгоритм в виде блок- схемы.

5. Работа на пк

Инструктаж по технике безопасности.В кабинете строго запрещается:

    Трогать разъемы, кабели и розетки.

    Трогать монитор.

    Трогать тыльную строну монитора.

    Работать во влажной одежде и влажными руками.

    Растояние от глаз до экрана монитора 40-60 см.

    Работать за компьютером можно только при разрешении учителя.

Практическая часть:

6. Итог урока:

Итак, что такое алгоритм с повторением?

Как обозначается команда цикла со счетчиком, на что она указывает?

Что такое тело цикла?

Когда используется команды повтори в алгоритмах?

7. Д/З

§ 3.1 стр 65-71 проработать

Составить алгоритм нахождения среднего арифметического шести чисел.

Практическая часть:

(Дети рассаживаются на свои рабочие места, раздать карточки с заданиями)

1. Запускаем программную среду Скретч.

2. Поменяйте язык программной среды нажав на панели инструментов кнопку в форме земного шара (при необходимости)

3. Переместите кота в Верхний левый угол

4. Необходимо выбрать блок/перо и в область скриптов перетянуть команду/опустить перо

Задание№ 1:

Напишите программу для рисования Скретчем квадрата со стороной 60 шагов

1) Без использования команды повтори;

2) С использованием команды повтори

(Выберите блок/контроль/повторить укажите команды, которые должен повторить Скретч необходимое количество раз для рисования квадрата)

Проанализируйте, на сколько сократилась запись вашего алгоритма.

Задание №2 :

Проверь, какое получается изображение в результате выполнения следующих команд:

Повторить 120 раз перемещение на 4 шага, поворот на 3 градуса

Задание№3 : Напишите программу для создания орнамента

Центр организации и проведения Международных и Всероссийских дистанционных конкурсов официального сайта "ГОРДОСТЬ РОССИИ!" (2015-2016)

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В ЭКСПРЕСС-КОНКУРСЕ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Должность: учитель начальных классов

Сокращённое название ОУ: МБОУ СОШ № 5

Местонахождения ОУ: г. Пыть-Ях

E-mail: 17727718@mail .ru

Номинация: Мой лучший урок

Название работы: урок «Алгоритм с повторением»

Формат конкурса (Международный, Всероссийский): Всероссийский конкурс

Количество дипломов: 1

Данные об оплате (подробно): онлайн

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

учитель МБОУ «СОШ № 5 г.Пыть-Ях

Тюменской обл.

Конспект урока математики по теме «Алгоритмы с повторением (циклом)». Программа 2100

Цель:

Закрепить представление об алгоритме, схеме алгоритма, видах алгоритмов

Познакомить с алгоритмом с повторением (циклом)

Закрепить умения составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать и читать схемы алгоритмов, используя условные знаки.

Задачи:

1. Предметные: познакомить с новым видом алгоритмов, понимать запись алгоритмов, составлять линейные и нелинейные алгоритмы (с ветвлениями и циклами)

а) познавательные УУД:

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

Извлекать знания из различных источников(текста, рисунков, схем, условных обозначений);

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

б) коммуникативные УУД:

Учить детей контролировать свою речь (строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

Взаимодействовать друг с другом (слушать сравнивать и оценивать ответы других)

в) регулятивные УУД:

Составлять план решения учебной задачи;

- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

3. Личностные:

Формирование умения рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия, управлять ими

Прививать учащимся умения общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, уважать мнение других.

Оборудование:

учебник «Математика» (авт. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), мультимедийная презентация, проектор, раздаточный материал.

1.Орг. момент.

Комментированная запись числа и вида работы. Слайд

2. Актуализация знаний

А начнём мы наш урок с разгадывания кроссворда. Слайд

Что такое алгоритм?

(Алгори́тм - последовательность, порядок действий исполнителя для достижения результата)

Из чего состоит алгоритм?

(из шагов, которые называют командами)

Назовите формы записи алгоритмов.

(словесные, блок-схемы) Слайд

Что используется для записи блок схем? (геометрические фигуры) Слайд

Наш урок – урок-путешествие. А вот куда мы отправимся – вы узнаете, выполнив действия по заданному алгоритму.

Используя данную программу действий, найди значения Х и запиши их в таблицу. Расположи ответы в порядке убывания и расшифруй слово.

З К С А К А



В обычный день, в урочный час

Я в сказки приглашаю вас!

А сопровождать в сказках нас будут алгоритмы.

Какого вида алгоритм использовался в этом задании?

В сказках, как и в жизни, тоже встречаются алгоритмы.

И чтобы открыть эти ворота в сказку нам нужно создать алгоритм открывания дверей.

Составьте алгоритм открывания двери ключом.

(на листах в паре) на фоне музыки

Какого вида алгоритм использовался в этом задании? (линейный)

Ну а так как у нас урок математики выполним математические алгоритмы.

3. Создание проблемной ситуации.

А вот и волшебный яблоневый сад, в котором нужно собрать яблоки.

Нам нужно составить алгоритм наших действий. Слайд

Мы положили в корзину одно яблоко, но ведь на нем больше одного яблока. Как продолжить наш алгоритм?

Наши действия повторились. Как же назвать такой алгоритм?

(алгоритм с повторением)

Есть ли такие в математике?

Дайте определение алгоритма с повторением.

4. Применение нового знания

Продолжая наш урок, научимся применять новые знания

б) Работа в группах

Алгоритм 1. Оформите в виде алгоритма работу Золушки из сказки «Золушка»

После свадьбы мачеха сразу показала свой злой нрав. Она прекрасно понимала, что рядом с красивой добросердечной падчерицей её родные дочки выглядят ещё некрасивее и уродливее. Поэтому она возненавидела падчерицу и заставляла её делать всю самую трудную и грязную работу по дому.

Так она заставляла Золушку разбирать всю собранную фасоль в две разные корзины: белую – в овальную, а красную - в круглую.

И Падчерица не могла лечь спать, пока не выполнит всю работу.

Алгоритм 2. Оформите в виде алгоритма выбор принцем невесты из сказки «Золушка».

На следующий день принц объявил, что женится на той девушке, которой хрустальная туфелька окажется впору. Принцессы, герцогини и придворные дамы – все пришли во дворец. Принц встречал каждую девушку, примерял им туфельку. Но когда видел, что туфелька не подходила – прощался с ними. Примеряли туфельку и золушкины сёстры, но безуспешно. Тогда Золушка спросила:

Можно мне попробовать тоже?

Её сёстры рассмеялись. Но принц сказал:

Я буду примерять туфельку всем девушкам без исключения.

Туфелька свободно надевалась на золушкину ножку, как будто была сделана по ней. Тут же Золушка достала из кармана вторую туфельку, и все застыли в изумлении.

Проверка групповой работы. Защита алгоритма Слайды

5. Домашнее задание.

В гостях у сказок хорошо, а дома лучше.

Откройте дневники, запишем домашнее задание. С. 85 № 5, 6.

На листе формата А4 запишите составьте словесный и соответствующий алгоритм (укажите его тип) выполнения какой-либо работы и оформите свою работу (проявив творческие способности).

6. Рефлексия. Итог урока. Слайд

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» А какой урок нам сегодня преподали сказки?

Что нового мы узнали на уроке? (ответ)

– Чему научились?

Сегодня мы составляли алгоритмы к сюжетам сказок. А случаются ли в жизни ситуации, когда мы действуем по алгоритму? Приведите примеры

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Я не сомневалась, что все вы знаете и любите сказки, каждый из вас получит оценку за практическую работу, и хотелось бы отметить наиболее активных участников урока (выставляются оценки).

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»


Презентация к уроку «В гостях у сказки с алгоритмами»


Цель урока:

  • закрепить представление об алгоритме, схеме алгоритма, видах алгоритмов
  • познакомить с алгоритмом с повторением (циклом)
  • закрепить умения составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать и читать схемы алгоритмов, используя условные знаки.

Задачи урока:

1. Предметные: познакомить с новым видом алгоритмов, понимать запись алгоритмов, составлять линейные и нелинейные алгоритмы (с ветвлениями и циклами)

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

- извлекать знания из различных источников(текста, рисунков, схем, условных обозначений);

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; у

б) коммуникативные УУД:

Учить детей контролировать свою речь (строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- взаимодействовать друг с другом (слушать сравнивать и оценивать ответы других)

в) регулятивные УУД:

-составлять план решения учебной задачи;

- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

3. Личностные:

- формирование умения рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия, управлять ими

- прививать учащимся умения общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, уважать мнение других.


Классная работа.


АЛГОРИТМ

Алгори́тм - последовательность, порядок действий исполнителя для достижения результата


  • словесная,
  • блок-схема

Название фигуры

Изображение

Обозначаемый шаг алгоритма

Овал

Ромб

Прямоугольник

Начало и конец

Принятие решения

Выполнение действия


18 +24 -15 х" width="640"

Используя данную программу действий,

найди значения Х и запиши их в таблицу.

Расположи ответы в порядке

убывания и расшифруй слово.

З К С А К А




начало

Достать ключ

Вставить ключ в замочную скважину

Повернуть ключ 2 раза

Вынуть ключ

конец


В гостях у сказки

с алгоритмами



Собери урожай

Войди в сад

Подойди к яблоне

Сорви яблоко

Положи яблоко в корзину


Собери урожай

Войди в сад

Подойди к яблоне

Сорви яблоко

Положи яблоко в корзину

Остались яблоки на яблоне?

Остались яблони с яблоками?






Начало

Встретить девушку

Примерить ей туфельку

Распрощаться с девушкой

Подошла?

Золушка найдена!

Конец


Собрать крупу

Перебрать крупу

Наносить воды

Почистить котёл

Помыть пол


Сказка - ложь, да в ней намёк

добрым молодцам - урок!

«Формы представления алгоритма» - Содержательно-методическая линия «Алгоритмизация и программирование». Программирование. Формы представления алгоритмов. Нужно ли соблюдать порядок в алгоритме? Переправить волка. 4.1.2. Блок-схемы алгоритмов. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

«Алгоритм уроки» - Команды такого алгоритма выполняются последовательно сверху вниз. Графически (блок-схемой). Разветвляющийся. Исполнители алгоритмов. Практическое задание. Откройте графический редактор. Циклический. Алгоритмы бывают очень сложными и большими по объему. Блоки. Алгоритм составляется с учетом исполнителя.

«Схема алгоритма» - Перед сном я умываюсь и чищу зубы. Пока времени меньше 22.00 я буду смотреть телевизор. Начало. Если завтра будет очень холодно, то я не пойду в школу. Разветвляющийся алгоритм (неполная форма). Миша заболел, и сегодня не пришел в школу. Разветвляющийся алгоритм (полная форма). Пример: Иначе придется идти на уроки.

«Циклический процесс» - Распродажа! Какие операторы используются для организации цикла с неизвестным числом повторений? Когда при решении задач применяют счётный цикл? Как по-другому называют цикл с постусловием? При каком условии происходит выход из цикла с постусловием? Сколько раз выполняется цикл с постусловием? Что мы называем циклами?

«Основы алгоритмизации» - Определение Способы описания Типы алгоритмов. Здесь можно прочитать основное о алгоритмах. Конец. Словесная форма записи - алгоритм записан словами и предназначен для человека. Программа Сумма Описание а,в,с:Целый Конец_описания а:=5 в:=9 с:=а+в Вывод (‘сумма= ‘, с) Конец_Программы. Линейный алгоритм.

«Понятие алгоритма» - Алгоритм всегда рассчитан на исполнение неразмышляющим исполнителем – формальное выполнение алгоритма. Формализация понятия алгоритма. Алгоритм (лат. algorithmi – аль Хорезми – ср. азиатский математик IX в.,). Построить алгоритмы не удавалось, возникло понятие алгоритмически неразрешимой задачи. Определение алгоритма является интуитивным понятием, а не строго математическим.

Всего в теме 32 презентации

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: