Windows. Вирусы. Ноутбуки. Интернет. Office. Утилиты. Драйверы

Итак, сущность структурного подхода к разработке ПО ЭИС заключается в ее декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые, в свою очередь, делятся на подфункции, те - на задачи и так далее до конкретных процедур. При этом система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. При разработке системы «снизу-вверх», от отдельных задач ко всей системе, целостность теряется, возникают проблемы при описании информационного взаимодействия отдельных компонентов.

Все наиболее распространенные методы структурного подхода базируются на ряде общих принципов:

1. Принцип «разделяй и властвуй»;

2. Принцип иерархического упорядочения- принцип организации составных частей системы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне.

Выделение двух базовых принципов не означает, что остальные принципы являются второстепенными, т.к. игнорирование любого из них может привести к непредсказуемым последствиям (в том числе и к провалу всего проекта»). Основными из этих принципов являются:

1. Принцип абстрагирования- выделение существенных аспектов системы и отвлечение от несущественных.

2. Принцип непротиворечивости,обоснованность и согласованность элементов системы.

3. Принцип структурирования данных- данные должны быть структурированы и иерархически организованы.

В структурном подходе в основном две группы средств, описывающих функциональную структуру системы и отношения между данными. Каждой группе средств соответствуют определенные виды моделей (диаграмм), наиболее распространенными среди них являются:

· DFD (Data Flow Diagrams) - диаграммы потоков данных;

· SADT (Structured Analysis and Design Technique - методология структурного анализа и проектирования) - модели и соответствующие функциональные диаграммы: нотации IDEF0 (функциональное моделирование систем), IDEF1х (концептуальное моделирование баз данных), IDEF3х (построение систем оценки качества работы объекта; графическое описание потока процессов, взаимодействия процессов и объектов, которые изменяются этими процессами);

· ERD (Entity - Relationship Diagrams) - диаграммы «сущность-связь».

Практически во всех методах структурного подхода (структурного анализа) на стадии формирования требований к ПО используются две группы средств моделирования:

1. Диаграммы, иллюстрирующие функции, которые система должна выполнять, и связи между этими функциями - DFD или SADT (IDEF0).

2. Диаграммы, моделирующие данные и их отношения (ERD).

Конкретный вид перечисленных диаграмм и интерпретация их конструкций зависят от стадии ЖЦ ПО.

На стадии формирования требований к ПО SADT-модели и DFD используются для построения модели “AS-IS” и модели “TO-BE”, отражая таким образом существующую и предлагаемую структуру бизнес-процессов организации и взаимодействие между ними (использование SADT-моделей, как правило, ограничивается только данной стадией, поскольку они изначально не предназначались для проектирования ПО). С помощью ERD выполняется описание используемых в организации данных на концептуальном уровне, не зависимо от средств реализации базы данных (СУБД).

Аннотация: Рассматривается гибкий подход к созданию программного обеспечения, основные принципы гибкой разработки. Приводится перечень методик, которые в определенной степени, соответствуют принципам гибкой разработки программного обеспечения. Анализируются ключевые ценности и принципы гибкой разработки.

Презентацию к данной лекции Вы можете скачать .

Цель лекции:

Получить представление о назначении и основных принципах гибкой разработки программного обеспечения.

Введение

Гибкая методология разработки программного обеспечения ориентирована на использование итеративного подхода, при котором программный продукт создается постепенно, небольшими шагами, включающими реализацию определенного набора требований. При этом предполагается, что требования могут изменяться. Команды, использующие гибкие методологии, формируются из универсальных разработчиков, которые выполняют различные задачи в процессе создания программного продукта.

При использовании гибких методологий минимизация рисков осуществляется путём сведения разработки к серии коротких циклов, называемых итерациями , продолжительностью 2 -3 недели. Итерация представляет собой набор задач, запланированных на выполнение в определенный период времени. В каждой итерации создается работоспособный вариант программной системы, в которой реализуются наиболее приоритетные (для данной итерации) требования заказчика . На каждой итерации выполняются все задачи, необходимые для создания работоспособного программного обеспечения: планирование, анализ требований, проектирование, кодирование , тестирование и документирование . Хотя отдельная итерация , как правило, недостаточна для выпуска новой версии продукта, подразумевается, что текущий программный продукт готов к выпуску в конце каждой итерации. По окончании каждой итерации команда выполняет переоценку приоритетов требований к программному продукту, возможно, вносит коррективы в разработку системы.

Принципы и значение гибкой разработки

Для методологии гибкой разработки декларированы ключевые постулаты, позволяющие командам достигать высокой производительности:

  • люди и их взаимодействие;
  • доставка работающего программного обеспечения;
  • сотрудничество с заказчиком;
  • реакция на изменение.

Люди и взаимодействие. Люди - важнейшая составная часть успеха. Отдельные члены команды и хорошие коммуникации важны для высокопроизводительных команд. Для содействия коммуникации гибкие методы предполагают частые обсуждения результатов работы и внесение изменений в решения. Обсуждения могут проводиться ежедневно длительностью несколько минут и по завершению каждой итерации с анализом результатов работ и ретроспективой. Для эффективных коммуникаций при проведении собраний участники команд должны придерживаться следующих ключевых правил поведения:

  • уважение мнения каждого участника команды;
  • быть правдивым при любом общении;
  • прозрачность всех данных, действий и решений;
  • уверенность, что каждый участник поддержит команду;
  • приверженность команде и ее целям.

Для создания высокопроизводительных команд в гибких методологиях кроме эффективной команды и хороших коммуникаций необходим совершенный программный инструментарий .

Работающее программное обеспечение важнее всеобъемлющей документации. Все гибкие методологии выделяют необходимость доставки заказчику небольших фрагментов работающего программного обеспечения через заданные интервалы. Программное обеспечение , как правило, должно пройти уровень модульного тестирования, тестирования на уровне системы. При этом объем документации должен быть минимальным. В процессе проектирования команда должна поддерживать в актуальном состоянии короткий документ, содержащий обоснования решения и описание структуры.

Сотрудничество с заказчиком важнее формальных договоренностей по контракту. Чтобы проект успешно завершился, необходимо регулярное и частое общение с заказчиком. Заказчик должен регулярно участвовать в обсуждении принимаемых решений по программному обеспечению, высказывать свои пожелания и замечания. Вовлечение заказчика в процесс разработки программного обеспечения необходимо создания качественного продукта.

Оперативное реагирование на изменения важнее следования плану. Способность реагирования на изменения во многом определяет успех программного проекта. В процессе создания программного продукта очень часто изменяются требования заказчика . Заказчики очень часто точно не знают, чего хотят, до тех пор, пока не увидят работающее программное обеспечение . Гибкие методологии ищут обратную связь от заказчиков в процессе создания программного продукта. Оперативное реагирование на изменения необходимо для создания продукта, который удовлетворит заказчика и обеспечит ценность для бизнеса.

Постулаты гибкой разработки поддерживаются 12 принципами . В конкретных методологиях гибкой разработки определены процессы и правила, которые в большей или меньшей степени соответствуют этим принципам. Гибкие методологии создания программных продуктов основываются на следующих принципах:

  1. Высшим приоритетом считать удовлетворение пожеланий заказчика посредством поставки полезного программного обеспечения в сжатые сроки с последующим непрерывным обновлением. Гибкие методики подразумевают быструю поставку начальной версии и частые обновления. Целью команды является поставка работоспособной версии с течение нескольких недель с момента начала проекта. В дальнейшем программные системы с постепенно расширяющейся функциональностью должны поставляться каждые несколько недель. Заказчик может начать промышленную эксплуатацию системы, если посчитает, она достаточно функциональна. Также заказчик может просто ознакомиться с текущей версией программного обеспечения, предоставить свой отзыв с замечаниями.
  2. Не игнорировать изменение требований, пусть даже на поздних этапах разработки. Гибкие процессы позволяют учитывать изменения для обеспечения конкурентных преимуществ заказчика. Команды, использующие гибкие методики, стремятся сделать структуру программы качественной, с минимальным влиянием изменений на систему в целом.
  3. Поставлять новые работающие версии ПО часто, с интервалом от одной недели до двух месяцев, отдавая предпочтение меньшим срокам. При этом ставится цель поставить программу, удовлетворяющую потребностям пользователя, с минимумом сопроводительной документации.
  4. Заказчики и разработчики должны работать совместно на протяжении всего проекта. Считается, что для успешного проекта заказчики, разработчики и все заинтересованные лица должны общаться часто и по многу для целенаправленного совершенствования программного продукта.
  5. Проекты должны воплощать в жизнь целеустремленные люди. Создавайте команде проекта нормальные условия работы, обеспечьте необходимую поддержку и верьте, что члены команды доведут дело до конца.
  6. Самый эффективный и продуктивный метод передачи информации команде разработчиков и обмена мнениями внутри неё - разговор лицом к лицу. В гибких проектах основной способ коммуникации - простое человеческое общение. Письменные документы создаются и обновляются постепенно по мере разработки ПО и только в случае необходимости.
  7. Работающая программа - основной показатель прогресса в проекте. О приближении гибкого проекта к завершению судят по тому, насколько имеющаяся в данный момент программа отвечает требованиям заказчика.
  8. Гибкие процессы способствуют долгосрочной разработке. Заказчики, разработчики и пользователи должны быть в состоянии поддерживать неизменный темп сколь угодно долго.
  9. Непрестанное внимание к техническому совершенству и качественному проектированию повышает отдачу от гибких технологий. Члены гибкой команды стремятся создавать качественный код, регулярно проводя рефакторинг.
  10. Простота - искусство достигать большего, делая меньше. Члены команды решают текущие задачи максимально просто и качественно. Если в будущем возникнет какая-либо проблема, то в качественный код имеется возможность внести изменения без больших затрат.
  11. Самые лучшие архитектуры, требования и проекты выдают самоорганизующиеся команды. В гибких командах задачи поручаются не отдельным членам, а команде в целом. Команда сама решает, как лучше всего реализовать требования заказчика. Члены команды совместно работают над всеми аспектами проекта. Каждому участнику разрешено вносить свой вклад в общее дело. Нет такого члена команды, который единолично отвечал бы за архитектуру, требования или тесты.
  12. Команда должна регулярно задумываться над тем, как стать ещё более эффективной, а затем соответственно корректировать и подстраивать свое поведение. Гибкая команда постоянно корректирует свою организацию, правила, соглашения и взаимоотношения.

Вышеприведенным принципам, в определенной степени, соответствуют ряд методологий разработки программного обеспечения:

AgileModeling набор понятий, принципов и приёмов (практик), позволяющих быстро и просто выполнять моделирование и документирование в проектах разработки программного обеспечения ;
AgileUnifiedProcess(AUP) упрощенная версия IBM RationalUnifiedProcess(RUP), которая описывает простое и понятное приближение (модель) для создания программного обеспечения для бизнес-приложений ;
OpenUP это итеративно-инкрементальный метод разработки программного обеспечения. Позиционируется как лёгкий и гибкий вариантRUP ;
AgileDataMethod группа итеративных методов разработки программного обеспечения, в которых требования и решения достигаются в рамках сотрудничества разных кросс-функциональных команд ;
DSDM методика разработки динамических систем, основанная на концепции быстрой разработки приложений (RapidApplicationDevelopment, RAD). Представляет собой итеративный и инкрементный подход, который придаёт особое значение продолжительному участию в процессе пользователя/потребителя ;
Extremeprogramming (XP) экстремальное программирование;
Adaptive software development (ADD) адаптивная разработка программ ;
Featuredrivendevelopment (FDD) разработка ориентированная на постепенное добавление функциональности ;
GettingReal итеративный подход без функциональных спецификаций, использующийся для веб-приложений ;
MSFfogAgileSoftwareDevelopment гибкая методология разработки ПО компании Microsoft ;
Scrum устанавливает правила управления процессом разработки и позволяет использовать уже существующие практики кодирования, корректируя требования или внося тактические изменения [

На сегодняшний день в программной инженерии существуют два основных подхода к разработке ПО ЭИС, принципиальное различие между которыми обусловлено разными способами декомпозиции систем. Первый подход называют функционально-модульным или структурным. В его основу положен принцип функциональной декомпозиции, при которой структура системы описывается в терминах иерархии ее функций и передачи информации между отдельными функциональными элементами. Второй, объектно-ориентированный подход использует объектную декомпозицию. При этом структура системы описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами.

Итак, сущность структурного подхода к разработке ПО ЭИС заключается в его декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые, в свою очередь, делятся на подфункции, те - на задачи и так далее до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. При разработке системы "снизу вверх", от отдельных задач ко всей системе, целостность теряется, возникают проблемы при описании информационного взаимодействия отдельных компонентов.

Все наиболее распространенные методы структурного подхода базируются на ряде общих принципов. Базовыми принципами являются:

принцип "разделяй и властвуй" (см. подраздел 2.1.1);

принцип иерархического упорядочения - принцип организации составных частей системы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне.

Выделение двух базовых принципов не означает, что остальные принципы являются второстепенными, поскольку игнорирование любого из них может привести к непредсказуемым последствиям (в том числе и к провалу всего проекта). Основными из этих принципов являются:

принцип абстрагирования - выделение существенных аспектов системы и отвлечение от несущественных;

принцип непротиворечивости - обоснованность и согласованность элементов системы;

принцип структурирования данных - данные должны быть структурированы и иерархически организованы.

В структурном подходе используются в основном две группы средств, описывающих функциональную структуру системы и отношения между данными. Каждой группе средств соответствуют определенные виды моделей (диаграмм), наиболее распространенными среди которых являются:

DFD (Data Flow Diagrams) - диаграммы потоков данных;

SADT(Structured Analysis and Design Technique - метод структурного анализа и проектирования,) - модели и соответствующие функциональные диаграммы;

ERD (Entity-Relationship Diagrams) - диаграммы "сущность-связь".

Диаграммы потоков данных и диаграммы "сущность-связь" - наиболее часто используемые в CASE-средствах виды моделей.

Конкретный вид перечисленных диаграмм и интерпретация их конструкций зависят от стадии ЖЦ ПО.

На стадии формирования требований к ПО SADT-модели и DFD используются для построения модели "AS-IS" и модели "ТО-ВЕ", отражая, таким образом, существующую и предлагаемую структуру бизнес-процессов организации и взаимодействие между ними (использование SADT-моделей, как правило, ограничивается только данной стадией, поскольку они изначально не предназначались для проектирования ПО). С помощью ERD выполняется описание используемых в организации данных на концептуальном уровне, не зависимом от средств реализации базы данных (СУБД).

На стадии проектирования DFD используются для описания структуры проектируемой системы ПО, при этом они могут уточняться, расширяться и дополняться новыми конструкциями. Аналогично ERD уточняются и дополняются новыми конструкциями, описывающими представление данных на логическом уровне, пригодном для последующей генерации схемы базы данных. Данные модели могут дополняться диаграммами, отражающими системную архитектуру ПО, структурные схемы программ, иерархию экранных форм и меню и др.

Перечисленные модели в совокупности дают полное описание ПО ЭИС независимо оттого, является ли система существующей или вновь разрабатываемой. Состав диаграмм в каждом конкретном случае зависит от сложности системы и необходимой полноты ее описания.

Предметной областью для большинства примеров диаграмм, приведенных в данной главе, является налоговая система РФ, наиболее полное описание которой содержится в Налоговом кодексе РФ. Информационные технологии, применяемые в налоговой системе РФ, имеют определенные особенности.

Сейчас в программной инженерии е два основных подхода к разработке ПО ИС, принципиальное различие между которыми обусловлено разными способами декомпозиции систем: функционально-модульный (структурный) подход, в основу которого положен принцип функциональной декомпозиции, при которой структура системы описывается в терминах иерархии ее функций и передачи информации между отдельными функциональными элементами, и объектно ориентированный подход, что использует объектную декомпозицию, описывает структуру ИС в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы - в терминах обмена сообщениями между объектами.

Итак, сущность структурного подхода к разработке ПО ИС заключается в ее декомпозиции на автоматизированные функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, они - на задачи и так до конкретных процедур. При этом ИС сохраняет целостность представления, где все составляющие взаимосвязаны. При разработке системы "снизу вверх", от отдельных задач ко всей системе, целостность теряется, возникают проблемы при описании информационного взаимодействия отдельных компонентов.

Базовыми принципами структурного подхода являются:

o принцип "разделяй и властвуй";

o принцип иерархического упорядочения - принцип организации составных системы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне. Выделение двух базовых принципов не означает, что остальные принципы второстепенные, поскольку игнорирование любого из них может привести к непредсказуемым последствиям.

Основными из этих принципов являются:

o абстрагирование - выделение существенных аспектов системы;

o непротиворечивости - обоснованность и согласованность элементов системы;

o структурирование данных - данные должны быть структуро-ване и иерархически организованы.

Методические основы технологий создания программного обеспечения

Визуальное моделирование. Моделью ПО в общем случае называют формализованное описание системы ПО на определенном уровне абстракции. Каждая модель определяет конкретный аспект системы, использует набор диаграмм и документов заданного формата, а также отражает мысли и является объектом деятельности различных людей с конкретными интересами, ролями или задачами.

Графические (визуальные) модели являются средствами для визуализации, описания, проектирования и документирования архитектуры системы. Состав моделей, используемых в каждом конкретном проекте, и степень их детальности в общем случае зависят от следующих факторов:

o трудностей проектируемой системы;

o необходимой полноты ее описания;

o знаний и навыков участников проекта;

o времени, отведенного на проектирование.

Визуальное моделирование очень повлияло на развитие CASE-средств в частности. Понятие CASE (Computer Aided Software Engineering) используется в широком смысле. Первоначальное значение этого понятия, ограничено только задачами автоматизации разработки ПО, в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий большинство процессов жизненного цикла ПО.

CASE-технология представляет собой совокупность методов проектирования ПО, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех стадиях разработки и сопровождения ПО и разрабатывать применение в соответствии с информационными потребностями пользователей. Большинство существующих CASE-средств основано на методах структурного или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств.

В первой части мы выбрали для сравнения методологий разработки ПО такие показатели, как отношение методологии к итеративной разработке и степень формальности в оформлении рабочих материалов и вообще в проведении разработки. В этой части мы используем названные показатели для сравнения наиболее известных методик разработки ПО.

Как получится…

Увы, это самая сложная для описания категория - ведь в нее входят как продукт судорожных метаний новичка, пытающегося любой ценой выполнить свой первый проект, так и вполне зрелые и устоявшиеся методологии, вобравшие в себя многолетний и разнообразный опыт конкретных команд разработчиков и даже описанные во внутренних регламентах. Поскольку люди, способные разработать собственную методологию, как правило, могут сами оценить ее в плане итеративности и формализованности, будем ориентироваться на новичков. Увы, чаще всего это означает, что правил ведения разработки либо не существует вообще, либо они разработаны и приняты, но не выполняются. Естественным в таких условиях является крайне низкий уровень формализма разработки. Так что с этим все понятно.

Разработка «Как получится»

А как обстоит дело с применением итеративного подхода? Увы, как правило, он в таких проектах не используется. Прежде всего потому, что он бы позволил еще на первых итерациях оценить проект как крайне сомнительный и требующий срочного вмешательства более высокого руководства для наведения порядка. Ведь в итеративном проекте традиционный ответ программиста, что у него уже все на 90% готово, проходит только до момента завершения первой итерации…

Структурные методологии

Структурные методологии

Структурные методы - это группа методологий, разработанных, как правило, еще до широкого распространения объектно-ориентированных языков. Все они предполагают каскадную разработку. Хотя, как выяснилось, еще в той статье, которую часто цитируют как первое изложение каскадного подхода, было сказано, что желательно начинать проект с разработки прототипа, то есть выполнять как минимум две итерации.

Тем не менее основу этих методологий составляют последовательный переход от работы к работе и передача результатов (документов) очередного этапа участникам последующего.

Также все эти методологии предполагают высокоформализованный подход, хотя высказывания о разумном количестве документации можно найти и в них. Одним из неочевидных примеров того, что методологии разработки ПО развивались не только на Западе, является цитата из изданной в нашей стране в начале 1980-х годов книги, гласящая, что степень формализации задания на программирование должна определяться исходя из того, насколько хорошо сработались аналитик и программист. И это при том, что тематика книги предполагала разработку достаточно критических, как их теперь называют, систем, ошибки в которых ведут к серьезным потерям или даже к катастрофам.

Гибкие методологии

Гибкие методологии базируются на десяти принципах, из которых мы назовем лишь те, которые определяют оценку этих методологий по выбранным параметрам:

  • главное - удовлетворить заказчика и предоставить ему продукт как можно скорее;
  • новые выпуски продукта должны появляться раз в несколько недель, в крайнем случае - месяцев;
  • наиболее эффективный способ передачи знаний участникам разработки и между ними - личное общение;
  • работающая программа - лучший показатель прогресса разработки.

Таким образом, эти методы явно ориентированы на итеративную разработку ПО и на минимальную формализацию процесса. Впрочем, относительно второго пункта необходимо сделать оговорку: названные методы ориентированы на минимально допустимый для данного проекта уровень формализации. По крайней мере, одна из методологий, входящих в группу гибких, - Crystal - имеет модификации, предназначенные для выполнения процессов с различным количеством участников и разной критичностью разрабатываемого ПО (критичность ПО определяется возможными последствиями ошибок, которые могут меняться в диапазоне от незначительных финансовых потерь на исправление ошибки до катастрофических). Чтобы дальнейшее сравнение с гибкими методологиями не было беспредметным, приведем краткие описания нескольких из них.

eXtreme Programming, или XP (экстремальное программирование)

Методология XP, разработанная Кентом Беком (Kent Beck), Уордом Каннингемом (Ward Cunningham) и Роном Джеффрисом (Ron Jeffries), является сегодня наиболее известной из гибких методологий. Иногда само понятие «гибкие методологии» явно или неявно отождествляют с XP, которая проповедует коммуникабельность, простоту, обратную связь и отвагу. Она описывается как набор практик: игра в планирование, короткие релизы, метафоры, простой дизайн, переработки кода (refactoring), разработка «тестами вперед», парное программирование, коллективное владение кодом, 40-часовая рабочая неделя, постоянное присутствие заказчика и стандарты кода. Интерес к XP рос снизу вверх - от разработчиков и тестировщиков, замученных тягостным процессом, документацией, метриками и прочим формализмом. Они не отрицали дисциплину, но не желали бессмысленно соблюдать формальные требования и искали новые быстрые и гибкие подходы к разработке высококачественных программ.

При использовании XP тщательное предварительное проектирование ПО заменяется, с одной стороны, постоянным присутствием в команде заказчика, готового ответить на любой вопрос и оценить любой прототип, а с другой - регулярными переработками кода (так называемый рефакторинг). Основой проектной документации считается тщательно прокомментированный код. Очень большое внимание в методологии уделяется тестированию. Как правило, для каждого нового метода сначала пишется тест, а потом уже разрабатывается собственно код метода до тех пор, пока тест не начнет выполняться успешно. Эти тесты сохраняются в наборах, которые автоматически выполняются после любого изменения кода.

Хотя парное программирование и 40-часовая рабочая неделя и являются, возможно, наиболее известными чертами XP, но все же носят вспомогательный характер и способствуют высокой производительности разработчиков и сокращению количества ошибок при разработке.

Crystal Clear

Crystal - семейство методологий, определяющих необходимую степень формализации процесса разработки в зависимости от количества участников и критичности задач.

Методология Crystal Clear уступает XP по производительности, зато максимально проста в использовании. Она требует минимальных усилий для внедрения, поскольку ориентирована на человеческие привычки. Считается, что эта методология описывает тот естественный порядок разработки ПО, который устанавливается в достаточно квалифицированных коллективах, если в них не занимаются целенаправленным внедрением другой методологии.

Основные характеристики Crystal Clear:

  • итеративная инкрементная разработка;
  • автоматическое регрессионное тестирование;
  • пользователи привлекаются к активному участию в проекте;
  • состав документации определяется участниками проекта;
  • как правило, используются средства контроля версий кода.

Помимо Crystal Clear, в семейство Crystal входит еще несколько методологий, предназначенных для выполнения более крупных или более критических проектов. Они отличаются несколько более жесткими требованиями к объему документации и вспомогательным процедурам, таким как управление изменениями и версиями.

Feature Driven Development

Функционально-ориентированная разработка (Feature Driven Development, FDD) оперирует понятием функции или свойства (feature) системы, достаточно близким к понятию сценария использования, применяемому в RUP. Едва ли не самое существенное отличие - это дополнительное ограничение: «каждая функция должна допускать реализацию не более чем за две недели». То есть если сценарий использования достаточно мал, его можно считать функцией, а если велик, то его надо разбить на несколько относительно независимых функций.

FDD включает пять процессов, причем последние два повторяются для каждой функции:

  • разработка общей модели;
  • составление списка необходимых функций системы;
  • планирование работы над каждой функцией;
  • проектирование функции;
  • конструирование функции.

Работа над проектом предполагает частые сборки и делится на итерации, каждая из которых реализуется с помощью определенного набора функций.

Разработчики в FDD делятся на «хозяев классов» и «главных программистов». Главные программисты привлекают хозяев задействованных классов к работе над очередным свойством. Для сравнения: в XP нет персонально ответственных за классы или методы.

Общие черты

Список гибких методологий в настоящее время достаточно широк. Тем не менее описанные нами методологии дают весьма полное представление обо всем семействе.

Практически все гибкие методологии используют итеративный подход, при котором детально планируется только ограниченный объем работ, связанный с выпуском очередного релиза.

Практически все гибкие методологии ориентированы на максимально неформальный подход к разработке. Если проблему можно решить в ходе обычной беседы, то лучше именно так и поступить. Причем оформлять принятое решение в виде бумажного или электронного документа нужно только тогда, когда без этого невозможно обойтись.

Гибкие методологии

ГОСТы

ГОСТы, как и описываемые в следующем разделе требования модели CMM, не являются методологиями. Они, как правило, не описывают сами процессы разработки ПО, а только формулируют определенные требования к процессам, которым в той или иной степени соответствуют различные методологии. Сравнение требований по тем же критериям, по которым мы сравниваем методологии, поможет сразу определиться с тем, какими методологиями стоит пользоваться, если вам нужно выполнить разработку в соответствии с ГОСТ.

В настоящее время в России действуют старые ГОСТы 19-й и 34-й серий и более новый ГОСТ Р ИСО МЭК 122207. ГОСТы 19-й и 34-й серий жестко ориентированы на каскадный подход к разработке ПО. Разработка в соответствии с этими ГОСТами проводится по этапам, каждый из которых предполагает выполнение строго определенных работ, и завершается выпуском достаточно большого числа весьма формализованных и обширных документов. Таким образом, сразу строгое следование этим стандартам не только приводит к каскадному подходу, но и обеспечивает очень высокую степень формализованности разработки.

Требования ГОСТов

ГОСТ 12207, в отличие от стандартов 19-й и 34-й серий, описывает разработку ПО как набор основных и вспомогательных процессов, которые могут действовать от начала и до завершения проекта. Модель жизненного цикла может выбираться исходя из особенностей проекта. Таким образом, этот ГОСТ явно не запрещает применение итеративного подхода, но и явно не рекомендует его использование. ГОСТ 12207 также более гибок в части требований к формальности процесса разработки. В нем содержатся только указания на необходимость документирования основных результатов всех процессов, но нет перечней требуемых документов и указаний относительно их содержания.

Таким образом, ГОСТ 12207 допускает итеративную и менее формализованную разработку ПО.

Модели зрелости процесса разработки (CMM, CMMI)

Помимо государственных и международных стандартов, существует несколько подходов к сертификации процесса разработки. Наиболее известными из них в России являются, по-видимому, CMM и CMMI.

CMM (Capability Maturity Model) - модель зрелости процессов создания ПО, которая предназначена для оценки уровня зрелости процесса разработки в конкретной компании. В соответствии с этой моделью имеется пять уровней зрелости процесса разработки. Первый уровень соответствует разработке «как получится», когда на каждый проект разработчики идут как на подвиг. Второй соответствует более-менее налаженным процессам, когда можно с достаточной уверенностью рассчитывать на положительный исход проекта. Третий соответствует наличию разработанных и хорошо описанных процессов, используемых при разработке, а четвертый - активному использованию метрик в процессе управления для постановки целей и контроля их достижения. И наконец, пятый уровень означает способность компании оптимизировать процесс по мере необходимости.

Требования CMM и CMMI

После появления CMM стали разрабатываться специализированные модели зрелости для создания информационных систем, для процесса выбора поставщиков и некоторые другие. На их основе была разработана интегрированная модель CMMI (Capability Maturity Model Integration). Кроме того, в CMMI была предпринята попытка преодолеть проявившиеся к тому времени недостатки CMM - преувеличение роли формальных описаний процессов, когда наличие определенной документации оценивалось значительно выше, чем просто хорошо налаженный, но не описанный процесс. Тем не менее CMMI также ориентирован на использование весьма формализованного процесса.

Таким образом, основой моделей CMM и CMMI является формализация процесса разработки. Они нацеливают разработчиков на внедрение детально описанного в регламентах и инструкциях процесса, который, в свою очередь, не может не требовать разработки большого объема проектной документации для соответствующего контроля и отчетности.

Связь CMM и CMMI с итеративной разработкой более опосредованная. Формально ни та ни другая не выдвигают конкретных требований к тому, чтобы придерживаться каскадного или итеративного подхода. Однако, по мнению ряда специалистов, CMM в большей степени совместима с каскадным подходом, в то время как CMMI допускает также и применение итеративного подхода.

RUP

Безусловно, RUP - это итеративная методология. Хотя формально обязательность выполнения всех фаз или какого-то минимального числа итераций нигде в RUP не обозначена, весь подход ориентирован на то, что их достаточно много. Ограниченное количество итераций не позволяет в полной мере использовать все преимущества RUP. Вместе с тем RUP можно применять и в практически каскадных проектах, включающих реально всего пару итераций: одну в фазе «Построение», а другую в фазе «Передача». Кстати говоря, в каскадных проектах реально используется именно такое количество итераций. Ведь проведение испытаний и опытной эксплуатации системы предполагает внесение исправлений, которые могут подразумевать определенные действия, связанные с анализом, проектированием и разработкой, то есть фактически являются еще одним проходом через все фазы разработки.

Методология RUP

Что касается формальности методологии, то здесь RUP представляет пользователю весьма широкий диапазон возможностей. Если выполнять все работы и задачи, создавать все артефакты и достаточно формально (с официальным рецензентом, с подготовкой полной рецензии в виде электронного или бумажного документа и т.д.) проводить все рецензирования, RUP может оказаться крайне формальной, тяжеловесной методологией. В то же время RUP позволяет разрабатывать только те артефакты и выполнять только те работы и задачи, которые необходимы в конкретном проекте. А выбранные артефакты могут выполняться и рецензироваться с произвольной степенью формальности. Можно требовать детальной проработки и тщательного оформления каждого документа, предоставления столь же тщательно выполненной и оформленной рецензии и даже, следуя старой практике, утверждать каждую такую рецензию на научно-техническом совете предприятия. А можно ограничиться электронным письмом или наброском на бумаге. Кроме того, всегда остается еще одна возможность: сформировать документ в голове, то есть обдумать соответствующий вопрос и принять конструктивное решение. И если это решение касается только вас, то ограничиться, например, комментарием в коде программы.

Таким образом, RUP - итеративная методология с очень широким диапазоном возможных решений в части формализации процесса разработки.

Подведем итоги второй части статьи. RUP, в отличие от большинства других методологий, позволяет в широком диапазоне выбирать степень формализации и итеративности процесса разработки в зависимости от особенностей проектов и разрабатывающей организации.

А почему это так важно - мы обсудим в следующей части.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: