Привет, Игрозор!
Перед началом, расскажу немного о самой игре:
Prison Architect (Архитектор Тюрьмы) - замечательная экономическая стратегия с элементами песочницы от британских разработчиков Introversion Software .
Prison Architect это симулятор тюрьмы, с охраной, решётками и заключенными, которую вам предстоит построить. Но перед тем, как начать строить, игроку предложат пройти несколько историй, попутно обучая основным принципам игры.
Хоть Prison Architect большинство и относят к экономическим стратегиям, я бы так не сказал, так как именно экономических моментов в игре не так много, а вот элементов песочницы - хоть отбавляй. Ну что же, начнём песочницу:
Здания, пожалуй, одна из самых дорогих построек в игре. Перед тем как начать строить новый корпус или блок, убедитесь что вам хватит бюджета на его обстройку. В начале игры лучше всего начинать с малых построек и постепенно достраивать необходимые площади к уже существующим строениям. Кстати, если создавать пристройку к зданию, то граничившая стена может быть убрана , так что имейте это в ввиду. Здания могут быть кирпичные и бетонные, но кроме внешнего вида, других особенностей они не имеют, так что о вопросе надежности в Prison Architect кирпич или бетон, вопросов не стоит. Смело выбирайте то, что будет приятно вашему глазу.
- Морг
Помещение для временного размещения погибших заключенных или сотрудников, перед отправкой. Как правило ставится вместе с лазаретом в одной комнате, можно разделить стеной.
Инженерные сети служат для снабжения тюрьмы электричеством, водой и отоплением. Стоит отметить один пункт, генераторы питания не смогут работать друг с другом, поэтому нет необходимости устанавливать их вместе. Если линии от разных генераторов будут пересекаться, то один из генераторов будет постоянно отключаться . Для увеличения мощности, вокруг генераторов устанавливаются конденсаторы (важно! 2 круг конденсаторов не принесёт дополнительной мощности генератору). Если вы выбрали погодный режим в начале игры, то в инженерных сетях дополнительно появятся водяной котел и труба для горячей воды. Обогрев камер, можно будет увидеть в «Логистика» - «Температура».
В быстром строительстве можно клонировать готовую постройку (правая кнопка мыши) и быстро поставить нужную комнату, очень удобно при строительстве тюремных камер. Так же можно воспользоваться готовыми шаблонами.
Планировка, помогает предварительно спланировать будущие постройки в тюрьме.
Используются при критических ситуациях, когда необходима дополнительная поддержка, к примеру, пожары, бунты и т.д.
Безопасность и гигиена на кухне - проводит повар на кухне.
Плотницкое ремесло - проводит прораб в мастерской.
Базовый курс обучения - проводит учитель в классе.
Основной курс обучения - проводит учитель в классе.
Поведенческая терапия - проводит психолог в своём кабинете.
Медикаментозное лечение наркомании - проводит доктор в лазарете.
Групповая терапия для алкоголиков - проводит психолог в комнате отдыха.
Разрешение на ношение шокера - проводит начальник охраны в классе.
На слушание об УДО - проходит в комнате по УДО.
Духовное наставление - проводит духовный наставник в часовне.
Обжалование смертного приговора - проходит в комнате по УДО.
P.S.
Некоторые программы вызывают повышенный интерес у заключенных
(например: Слушание об УДО), если в очереди скапливается много народу, можно увеличить количество времени для проведения программы, нажав еще раз на кнопку «Начать», это добавит лишний час к программе.
Психолог
- открывает психолога.
- Тюремные правила - открывает вкладку «Правила»
Здоровье - открывает доктора, лазарет и морг.
Образование - открывает возможность проводить обучения в классах.
Охрана
- открывает начальника охраны.
- Расстановка - позволяет назначать охранников на посты.
- Разведка - открывает раздел «Разведка»
- Патрули - позволяет отправлять охранников в патрули.
- Сторожевые псы - открывает кинологов и сторожевых псов.
- Наблюдение - открывает видеокамеры, пульты наблюдения и прослушки.
- Удаленный доступ - открывает системы управления дверьми.
- Оружейная комната - открывает оружейную комнату и позволяет нанимать вооруженных охранников.
- Шокеры - позволяет вооруженным охранникам применять шокеры.
- Шокеры для всех - позволяет обычным охранникам применять шокеры.
- Бронежилеты - позволяет охранникам одевать бронежилеты (бронежилеты увеличивают защиту на 50%, но уменьшают подвижность на 30%).
- Сторожевые вышки - открывает сторожевые вышки и снайперов.
Финансы
- открывает бухгалтера.
- Расширение - открывает возможность приобретать соседние участки земли (расширять свой участок можно бесконечно).
- Дополнительные грант - позволяет одновременно брать 3 гранта.
- Займы - позволяет брать займы в банке (см. Отчеты - Гранты)
- Налоговые льготы - снижает ставки корпоративного налога на 15%.
- Офшоры - опускает ставку корпоративного налога до 1%.
Микроменеджмент - открывает раздел «Логистика»
Техническое обслуживание
- открывает прораба.
- Уборка - открывает уборщика.
- Садоводство - открывает садовника.
- Трудоустройство заключенных - открывает мастерскую и прачечную, а так же позволяет трудоустроить заключенных.
Адвокат
- открывает адвоката.
- Правовая подготовка - необходим, чтобы открыть «Правовая защита».
- Правовая защита - аннулирует все текущие предупреждения.
- Смертник - разрешает принимать в тюрьму заключенных приговоренных к смертному приговору.
- Ответственность за казнь невиновных - сокращает количество апелляций и снижает ответственность в случае ошибки (можно казнить, не дожидаясь всех слушаний).
- Бессрочное наказание - позволяет бессрочно запирать заключенных в камере.
- Маленькие камеры - отменяет минимальный размер для стандартной камеры.
Вопрос: Для чего нужны семейные камеры?
Ответ:
Семейные камеры нужны для заключенных с детьми в женской тюрьме. Заключенные с детьми прибывают в тюрьму в разном количестве и в первом прибытии их может не быть.
Вопрос: Для чего нужна детская комната?
Ответ:
Детская комната нужна для детей в женской тюрьме. Комнату лучше всего строить рядом со столовой.
Вопрос: Как построить магазин?
Ответ:
Про магазин написано в гайде выше, на скрине хорошо видно, как нужно расположить полки.
Вопрос: Как убрать подкоп?
Ответ:
Чтобы засыпать подкоп, нужно в меню «Материалы» выбрать внизу «Засыпать туннель» и мышкой выделить область подкопа. Подкоп начнёт убирать первый освободившийся рабочий.
Совет:
Можно уменьшить масштаб карты и выделить сразу всю территорию тюрьмы.
Вопрос: Как уменьшить количество побегов?
Ответ:
3 самых верных способов уменьшить количество побегов:
1. Проводить периодические обыски в камерах, причём лучше всего проводить ручным методом, кликаем мышкой по туалету и выбираем «обыскать» - в таком случае, шансов обнаружить подкоп увеличивается.
2. Заметно снижает количество побегов постройка укреплённых стен по всему периметру тюрьмы.
3. За периметром тюрьмы установить вышки со снайперами. Если заключенные после подкопа, будут пытаться бежать, снайпера откроют огонь и предотвратят побег.
Вопрос: Сколько камер можно подключить к одному пульту наблюдения?
Ответ:
8 видеокамер. Если подключить больше 8 видеокамер к одному пульту наблюдения, то камеры будут периодически отключаться.
Вопрос: Почему не едут смертники?
Ответ:
В тюрьме одновременно может находиться только один смертник. Чтобы гарантировать его прибытие, необходимо открыть «Смертник» в «Бюрократия», построить камеру для смертной казни и камеру для приговорённого к смертной казни (смертника). Территорию камеры пометить, как «Зона для смертников» в разделе «Расстановка».
Вопрос: Как завербовать информатора?
Ответ:
Чтобы завербовать информатора, нужно открыть раздел «Разведка» - «Информаторы» и выбрать подавленного заключенного, но имейте в виду, стукачей быстро убивают.
Вопрос: Как играть за заключённого?
Ответ:
Чтобы включить режим игры за заключённого, выберите в главном меню игры «Дополнительно» - «Режим „Побег“», выбрать нужно сохранение - готово! Отличный способ проверить свою тюрьму и тюрьму друга!
Помещения - инструмент интерфейса, позволяющий распределить назначения для помещений.
Зона экспорта - помещение, в которое рабочие складывают предметы на продажу, такие как древесину(если нет мастерской), доски(если нет плотницкого стола или у всех плотницких столов есть доски), автомобильные номера и кровати. Проезжающие грузовики забирают товары из зоны экспорта, а затем вторые продаются сразу же после выезда за пределы карты.
Псарня - помещение, в котором проводят время кинологи и отдыхают их собаки.
Комната персонала - комната, где отдыхают уставшие члены персонала. Уставший персонал медлительнее не уставшего.
Чулан - комната, используемая для хранения чистящих средств, таких как Отбеливатель, которые затем используются Заключенными или Уборщиками для уборки тюрьмы.
Морг – это помещение, куда переносятся мертвые заключенные или персонал, и он может быть любого размера. Трупы из вашей тюрьмы будет вывозить Катафалк.
Лазарет представляет собой комнату, благодаря которой доктора могут лечить раненных или находящихся без сознания заключенных и членов персонала. В случае необходимости, заключенный может быть доставлен в лазарет охранником для оказания медицинской помощи. Охранники, в случае получения ранения, сами приходят за медицинской помощью. Для работы лазарета необходим доктор.
Часовня - помещение, в котором заключённые могут молиться. Многоверность часовни помогает всем заключённым обратиться к своему богу (а может и к богам).
Мусорная свалка - комната, в которой хранятся отходы из вашей тюрьмы. Отходы собираются в мусорные мешки и относятся на свалку. Свалка может любого размера. В начале игры вы имеете одну свалку.
Рабочие собирают в мусорные мешки строительный мусор и удаленные предметы, повара собирают отходы от пищи, охраники собирают контрабадные предметы, изъятые у заключенных. Далее мусорные мешки доставляются на свалку. Количество предметов в мусорном мешке определяется массой (в килограммах) предметов в нем.
Зона прибытия - комната, в которую грузовики по дороге доставляют новые ингредиенты для кухни, новые строительные материалы и объекты,а также новых заключенных. Зона прибытия может быть любого размера. В начале игры уже существует одна зона прибытия.
Прибывшие заключенные доставляются обездвиженными в зону прибытия, где ожидают охраника, который сопроводит их в одиночную камеру или общую камеру.
Хотя бы часть зоны прибытия должна быть соединена с дорогой, иначе грузовки не смогу выгрузить объекты и заключенных.
Склад - комната, в которой хранятся различные объекты и материалы. Рабочие перемещают прибывшие объекты из зоны прибытия на склад. Ингредиенты и заключенные не перемещаются на склад. Также на склад перемещаются все демонтированные и отмененные объекты.
Склад не имеет никаких требований. Он может быть любого размера, внутренним или внешним помещением.
Офис позволяет размешать в нем следующих сотрудников: начальника тюрьмы, мастера, адвоката, психолога, начальника охраны, бухгалтера. В отличие от других комнат офис не обязательно должен иметь дверь.
Столовая - комната, в которой заключенные могут принимать пищу. Это происходит только во время "Eat" в распорядке дня.
Повара из кухни приносят готовую пищу и чистые лотки на сервировочные столы столовой, откуда их берут заключенные. Вся не съеденная пища становится мусором, а грязные подносы относятся на кухню для помывки. Моек должно быть соответствующее количество, чтобы повара успели все помыть. Отсюда заключенные могут украсть инструмент (ложка) и оружие (вилку). Также желательно наличие охранника на посте, иногда заключенные могут начать драку при отсутствии пищи на всех.
Кухня - комната, в который повара готовят пищу из ингредиентов для заключенных.
Ингредиенты поставляются в грузовиках в зону прибытия, откуда поступают в холодильники на кухне. За пару часов до приема пищи повара начинают готовить пищу, используя плиту. Приготовленная пища доставляется на сервировочные столы в столовую. Также на кухне повара моют грязные пищевые лотки в раковине.
Заключенные могут украсть ножи из кухни.
Лесничество - помещение, в котором производится автоматическая посадка и вырубка деревьев. Можно использовать для продажи брёвен в начале игры, или же для переработки брёвен в доски и дальнейшей продажи последних. Очень удобное помещение для заработка.
Комната отдыха – одно из мест, которое заключенные могут посещать в свободное время ("Free Time") для понижения уровня скуки.
Еще не было доказано, будет ли уменьшаться их уровень скуки при входе в помещение, но подтверждено, что он будет падать при их взаимодействии с такими предметами комнаты отдыха как Телевизоры, Бильярдные столы и Книжные полки.
Библиотека - помещение, в котором могут работать только заключённые, прошедшие базовый курс обучения. Заключённые могут приходить в библиотеку, брать книги и периодически их читать. После прочтения книги заключённые приносят её обратно, но очень редко книга остаётся в таком состоянии, в котором была изначально. Будьте осторожны! В библиотеке заключённые могут украсть ножницы и использовать как оружие.
Комната посещений - помещение, в котором заключённые могут повидаться со свей семьей. В этом месте семья заключённого может передать ему любой из большинства существующих предметов контрабанды. При общении со своей семьёй у заключённого уменьшается потребность в семье. Не забывайте ставить на выходе металлодетекторы или устанавливать внутри патруль собакам!
Душевая - комната, в которой заключенные могут удовлетворять свою потребность в гигиене. Заключенные могут принимать душ во время "Shower" или "Free Time" в распорядке дня.
В душевой обязательно должны быть насадки для душа (Shower Head), подключенные к водопроводу.
Во время приема душа, насадки вырабатывают воду, которая растекается по полу и может вытечь из комнаты, повредив при встрече любой объект, за исключением самих насадок и дренажных отверстий. Для воспрепятствования вытекания воды из комнаты рекомендуется устанавливать дренажные отверстия (Drain) на полу на клетке выхода.
В Прачечной для сбора грязных вещей и стирки используется Труд заключенных. Для сбора и выдачи одежды в вашей тюрьме заключенные будут использовать Бельевые корзины.
Во время работы в прачечной Заключенные иногда забирают все бельевые корзины, вследствие чего помещение не будет соответствовать требованиям. Но прачечная продолжит работать, а бельевые корзины со временем будут возвращены на место.
Оптимальный размер прачечной - 80м². Каждые 4м² позволяют вам нанять на работу одного заключенного (максимум 20).
Чистая одежда сначала будет сброшена в кучу и затем помещена в бельевую корзину. Заключенные начнут выдавать чистую одежду и собирать грязную. Заключенные будут надевать чистую одежду только после Душа, если он есть в Распорядке дня. Затем грязная одежда стирается в прачечной, гладится и выдается снова.
Для производства кроватей требуется разместить плотницкий стол, и хотя бы один зек должен пройти расширенный курс подготовки (стать профессиональным мебельщиком).
Для работы в мастерской заключённые должны пройти курс обучения "техника безопасности в мастерской".
Мастерская - комната, где используется труд заключенных для производства и последующей продажи:
Произведенная продукция складывается на стол. Нужно разместить зону экспорта, чтобы рабочие автоматически переносили номерные знаки в неё, а затем складывали в проезжающие грузовики. Номерные знаки продаются по $10 за штуку. Часть из полученных денег идет работающим заключенным (в полночь). В итоге, тюрьма имеет чистую прибыль $23 с одного листа стали.
Комната УДО - помещение, в котором заключённый может попросить об Условно Досрочном Освобождении (Сокр. - УДО) после отбывания 50% или 75% срока наказания. В версии появления в УДО участвовали начальник охраны и начальник тюрьмы. В последующих версиях на слушание УДО приходит адвокат по УДО и инспектор по УДО. После завершения слушания заключённый может быть освобождён или не освобождён, в зависимости от требуемого шанса рецидива (По-умолчанию - 33%). Максимальный % рецидива можно настроить в отчёте, раздел "Правила" . После освобождения вы можете получить бонус за УДО заключённого в размере 3000$, либо же получить штраф в размере 10.000$ за то, что он снова совершил преступление.
Почта - помещение, в которое приносят почту для заключённых (письма, посылки). Почту могут разносить заключённые(во время работы) и охранники(в любое время, когда свободны). + заключённым улучшает настроение.
Магазин - помещение, в котором работают заключённые. Сюда приносят товары, которые заключённые сортируют во время работы. Заключённые, которые не работают в магазине, проходя мимо, могут купить себе что-нибудь, а вы получите их деньги.
Тюремный двор - комната, в которой заключенные могут гулять и дышать свежим воздухом. Заключенные посещают тюремный двор во время "Yard" распорядка дня, если двор имеет дверь, запрещающую проход заключенных. Также, если тюремный двор имеет обычную дверь, заключенные могут посещать его во время "Free Time" распорядка дня.
Не обязательным, но полезным, является наличие в тюремном дворе объектов, удовлетворяющих потребности заключенных:
Также можно украсить тюремный двор светильниками и деревьями.
Одиночная камера - это комната, где заключенные могут жить и спать. Если нет доступной свободной одиночной камеры, заключенные перейдут в общую камеру, если она доступна. Если общая камера не построена, то заключенные будут содержаться без камеры.
Необходимо помнить, что в одной одиночной камере может разместиться только один заключенный, не зависимо от того, сколько в ней стоит кроватей.
За наличие данных объектов уровень комфорта камеры увеличивается на 1 (вплоть до максимума 10).
Карцер - комната, которая используется для содержания заключенных, совершившихпроступки, таких как драка с другими заключенными или членами персонала, порча предметов, пронос контрабандных предметов, попытка побега и т.д.
Заключенный содержится в карцере определенный срок, определяемый его проступком.
В N-ой версии альфы была добавлена возможность самому установить время, насколько будет помещен заключенный в карцер.
С версии alpha 31 есть возможность казнить заключённых. Для этого необходимо открыть казнь в Бюрократии и ждать, когда смертники будут доступны для получения. После прибытия смертника в "Программах" появится пункт "Обжалование смертного приговора". Программа проводится в комнате УДО в присутствие судьи и помощника адвоката. Заключенные, не прошедшие программу, теряют шансы на апелляцию в процентном соотношении. Если "Вероятности смягчения наказания" будет ниже 10%, казнь можно проводить без риска получения штрафа в размере 50 000$.
Место, куда прибывают заключённые. По прибытии им выдают новую форму и обыскивают.
Общая камера - комната, в которой заключенные содержатся, пока не доступно или не свободно ни одной одиночной камеры. Общая камера позволяет вместить неограниченное число заключенных.
Общая камера может использоваться как временное решение, как некий "отстойник" для заключенных, пока идет строительство одиночных камер. Если вы будете содержать заключенных в общей камере слишком долго, они могут поднять бунт. А если в общей камере соберется очень много заключенных (в отношении к площади комнаты), это может перерасти в полноценное восстание.
В Prison Architect я всегда волнуюсь, когда заканчиваю строительство своей тюрьмы и когда прибывают первые заключенные. Я что-то забыл? Хватит ли мне ресурсов? Не обернётся ли это полной катастрофой? Сегодня я ощущаю это вдвойне: я потратил десять игровых дней и сотни тысяч долларов, чтобы построить совершенно особую тюрьму. Роскошную тюрьму. Там будет один заключенный, и он должен прибыть через пару минут.
Идея здесь не в том, чтобы просто построить тюрьму для одного заключенного и посмотреть, что получится. Как я объяснил в своем обзоре, когда заключённые сбегали из моей тюрьмы, это действительно ранило мои чувства. Я очень старался удовлетворить нужды обитателей, чтобы они были спокойными и довольными, и когда пятеро из них сбежали, я почувствовал себя преданным и меня смутило, что все мои усилия были напрасны. В моей новой тюрьме я хочу посмотреть, возможно ли сделать заключенного настолько чертовски счастливым, что он никогда не попытается сбежать, никогда не ударит охранника, не будет бунтовать и никогда не нарушит никаких правил.
Здесь больше телевизоров и диванов, чем в моём доме.
Итак, я построил самую роскошную тюремную камеру, которой я мог управлять. Это просторный номер с большими окнами, деревянными и кафельными полами, ванной комнатой с душем, бильярдным столом, диванами, телефоном, несколькими телевизорами и радио. В камере просто обычная дверь, и в расписании не будет времени для блокировки – мой заключенный сможет входить и выходить из своей камеры, когда захочет.
В нескольких минутах ходьбы также есть вместительная кухня с готовым персоналом из поваров. Есть обширный травяной сад для упражнений с видом на озеро. Там есть мастерская, библиотека, классные комнаты, комнаты отдыха и часовня. У меня есть армия уборщиков и садовников, чтобы содержать всё в чистоте, и хотя у меня есть несколько охранников, ни один не назначен в комнаты, в которых мой заключенный будет проводить время, поэтому он никогда не будет чувствовать, что его угнетают или контролируеют. Конечно, вокруг тюрьмы есть забор – в конце концов, это все-таки тюрьма, но не сказал бы, что это место так уж на неё похоже.
Нужен настоящий талант, чтобы спрятать в заднице что-то настолько большое и острое.
Приезжает мой единственный заключенный, 33-летний каторжник по имени Шон Матиль. Он отбывает девятилетний срок, возможно, по иронии судьбы, по ошибке. Он также женат и отец четырех детей. Он направился в приемную и искал что-то, как я надеюсь, единственный раз за время его пребывания здесь. Мой охранник обнаружил, что Матиль попытался переправить пару садовых ножниц в тюрьму, что кажется странным и невероятно неудобным выбором.
Обнаружение контрабанды означает, что он не будет доставлен в свою удобную камеру, а вместо этого проведет немного времени в одиночестве. К счастью, я догадывался, что так будет и приготовил для него приятную комнату: книжные полки, диван, телевизор, туалет и душ и даже телефон. К сожалению, Матиль скован, поэтому он не может пользоваться удобствами, но, надеюсь, он понимает, что это скорее отель, нежели тюрьма.
Книжные полки отделяют слово «lit» (освещенный) от слова «solitary» (одинокий).
Вскоре он оказывается в своей камере, где он медленно обходит своё новое окружение. Осмотревшись, он немного проходит во двор, затем отправляется в столовую (первоклассную, разумеется). Он возвращается в свою камеру, где проводит всю ночь, медленно расхаживая и не спит. Я полагаю, это нормально: кто сможет спать в свою первую ночь в тюрьме, особенно после того, как недавно ему вытащили пару садовых ножниц из задницы?
Утром он принимает душ, надевает чистую униформу, использует таксофон, чтобы поговорить со своей семьёй, и начинает то, что будет его обычным делом в течение следующих нескольких дней: есть, есть, смотреть телевизор в своей камере, разговаривать по телефону и иногда посещать двор, чтобы посмотреть на озеро.
Вскоре он начинает брать уроки безопасности в мастерской под руководством моего прораба. В конце концов он проходит урок – я очень горжусь им – и с тех пор он каждый день тратит несколько часов на изготовление номерных знаков и нарезку бревен. У Матиля есть еще одно хобби, которое меня слегка беспокоит, но к нему я вернусь через минуту.
Надеюсь, он не попытается спрятать столярную пилу в своей заднице.
У тюрьмы с одним заключенным есть и обратная сторона: она не позволяет мне пройти несколько этапов грантов, что в конечном итоге ограничивает возможности Матиля по реабилитации. Например, поскольку он проявил склонность к работе в магазине, я бы хотел, чтобы он принял участие в обучении столярному делу. Обязательным условием, однако, является грант для производственного отдела тюрьмы, который имеет свою собственную предварительную программу – программу адаптации для заключенных. Для завершения этой программы мне нужно назначить трех заключенных для работы в прачечной, на кухне и в уборной. Я не могу сделать это просто потому, что мне не хватает заключенных.
Я раздумываю над строительством отдельной тюрьмы на другой стороне дороги, строю массивный фундамент, но затем реальность берёт своё. Слишком много дополнительной работы. Новые комнаты и здания, коммунальные услуги, охранные патрули, расписания и классы, персонал и все остальное, что связано с управлением настоящей тюрьмой.
Это кажется утомительным и бессмысленным, тем более, что у меня уже есть средства, которые можно сэкономить. Несмотря на то, что я не хочу портить жизнь Матиля, подселяя новых заключенных, я начинаю организовывать небольшой тюремный блок рядом с отелем Матиля, способный вместить пару десятков заключенных. Надеюсь, никто не зарежет его.
Пока идет строительство, наступает неудачное время, когда мне приходится искать Матиля. Видите ли, он время от времени совершал прогулки к северному забору, где как бы невзначай крутился возле деревьев. Прямо посреди ночи. Я знаю, что это нечто большее, чем просто прогулки.
Просто полуночная прогулка возле забора. Ничего подозрительного в этом нет.
Сначала я осматриваю его камеру (пока он завтракает, чтобы его не беспокоить его), а также обыскиваю мастерскую, пока он спит, и ничего не нахожу. Наконец, я осматриваю его, и мой охранник находит какую-то контрабанду: у Матиля есть мобильный телефон. Я выдыхаю – от парня, который прибыл с садовыми ножницами в заднице, я ожидал гораздо худшего – но всё же я немного разочарован. Прежде всего, если бы это были наркотики или алкоголь, у меня мог бы быть шанс использовать все те терапевтические кабинеты, которые я построил, и заставить работать тех психологов, которых я нанял, ведь они провели недели, просто слоняясь по офисам, которые я для них построил. Увы.
В основном я просто раздражен, потому что зачем ему вообще нужен мобильный телефон? В его камере два телефона – я думаю, можно было бы воспользоваться ими – и ещё несколько во дворе. Он просто хочет играть в Flappy Bird или использовать Snapchat? Неужели новые друзья в Sprint так необходимы? Он думает, что я поставил прослушку на таксофоны и слушаю его звонки?
Да, это крошечный морг с одной плитой. Я спланировал всё.
Я, конечно, его прослушивал. У меня есть целая комната с круглосуточной охраной, которая следит за его разговорами, и именно поэтому я подтвердил свои подозрения, что он хочет, чтобы кто-то посетил тюрьму и перебросил вещи для него через забор. Я знаю, что мог бы положить этому конец, построив второй забор по периметру, но идея состоит не в том, чтобы помешать ему нарушить правила, а в том, чтобы сделать его настолько чертовски довольным, что он никогда не захочет нарушать правила. Судя по всему, как бы хороша ни была моя тюрьма, этого недостаточно, чтобы он был полностью счастлив.
Что касается нарушений, то это не главное. Без металлодетекторов и присмотра, без ограничения движений и необходимости открывать двери для него, Матиль мог контрабандой вывозить кухонную утварь и инструменты для мастерских целый день, но решил не делать этого. Думаю, это плюс, и когда его семья приедет в гости, я не думаю, что ему будет на что жаловаться.
Не волнуйтесь, дети, папочкина камера, наверное, лучше вашего нынешнего дома.
Я разместил новый тюремный блок и получил кучу новых заключенных, что странно для места, которое ощущается, как роскошный отель, построенный в студенческом городке. Естественно, все вокруг сразу становится похожим на тюрьму. Я начинаю находить наркотики и алкоголь в камерах и передачках через ограду, в душе регулярно происходят потасовки и драки (по крайней мере, моей команде врачей наконец-то есть чем заняться). К счастью, Матиль почти не пересекается с новыми заключенными. Он немного прогуливается до столовой и заканчивает есть уже к тому времени, когда толпа прибывает, а затем он либо возвращается в свою камеру, либо в мастерскую. Никто не мешает ему, возможно, потому что он просто с ними не контактирует.
В конце концов, Матиль действительно уходит из моей роскошной тюрьмы, но законным путем. Он условно освобожден. С одной стороны, приятно видеть его на свободе. С другой стороны, у меня осталась тревожная мысль. Будут ли у него проблемы с приспособлением к жизни снаружи, не по обычным причинам, а просто потому, что ему не хватит диванов, телевизоров и хорошей горячей еды? Я сделал его пребывание в тюрьме настолько чертовски комфортным, наполненным свободой и роскошью, что, возможно, было бы в его интересах приехать еще раз.
Будь хорошим, Шон.
Dungeon Keeper Theme Hospital The Escapists Dwarf Fortress RimWorldВещи вроде «Зеленой мили» и «Побега из Шоушенка» приучили многих смотреть на тюрьмы как на прибежище печальных романтиков, замученных жизнью. Пока Энди Дюфрейн копал себе путь из Шоушенка, зритель, утирая глаза платочком, искренне за него радовался.
Однако если бы все были такими же невиновными, как он, тюрьмы не строили бы.
Строительство мест не столь отдаленных в Prison Architect — это, конечно, развлечение, но не стоит недооценивать коварство заключенных и бюрократов. Чтобы тюрьма заработала, надо всего-то поставить четыре стены квадратом, начертить расположение камер, подвести пару метров труб и проводов и запустить в свое творение толпу маньяков и садистов. Однако уже к вечеру первого дня вы обнаружите, что заключенные отправили всю охрану на больничный, а сами мчатся на угнанном мусоровозе в сторону Мексики.
Торговый центр «Алькатрас». Нет, карту торговых залов не дадим.
Создавая первый тюремный проект, надо планировать каждый свой шаг, рассчитывать бюджет на несколько игровых дней вперед, учитывать случайные события и ситуации. Построили вы, например, несколько надежных камер, наняли двухметровых охранников в броне и с ружьями, запустили в коридоры собак, а на утренней проверке камеры оказались пусты, потому что заключенные прорыли наружу туннели с помощью ложек, унитазных сливов и такой-то бабушки.
И это лишь одна из сотни возможных проблем. Пожары, потопы, криминальные банды, регулярные бунты не дадут вам расслабиться и заняться спокойным строительством. Вы же не «Икею» строите, в тюремном бизнесе все серьезно.
Так что возведение стен наименьшая из забот. Главное тут — не только построить надежную тюрьму, но сделать так, чтобы она работала. На этом месте подключается внутриигровая экономика, на которую влияет даже то, в каком настроении просыпаются ваши узники.
Если они устали, то не станут работать, учиться, замещать уборщиков или мастерить автомобильные номерные знаки на экспорт. Вместо этого они будут устраивать драки с применением всех найденных в тюрьме предметов, воровать ключи, оружие, пьянствовать и отказываться посещать курсы реабилитации.
Спать заключенным придется в тесноте и под шум работающих станков. Но хотя бы в тепле.
Если будете заботиться о заключенных, предоставлять им время для свиданий, саморазвития и какую-никакую свободу перемещения, они ответят вам тем же: не будут губить ваших охранников, зато станут активно трудиться на благо тюремного бюджета.
Каждый заключенный имеет имя, биографию, пороки и несет на плечах груз вины. Осужденные за легкие преступления сидят недолго, не лезут в драки, не любят бунтовать и уж точно никогда не покусают патрульную собаку. Обычные узники, совершившие преступления средней тяжести, просидят дольше, поэтому с радостью на вас поработают, чтобы уменьшить себе срок.
А вот с теми, кого посадили за насилие, пытки и убийства, вы однозначно намучаетесь. За них, правда, хорошо платят, но эти люди не упустят возможности уничтожить сдерживающий их режим. Чтобы перевоспитать таких, потребуется очень много времени, сил и средств.
Иногда к вам будут захаживать знакомые люди.
Prison Architect — это прежде всего «песочница» для экспериментов. Устанавливайте режим любой жесткости, заставляйте заключенных ишачить по четырнадцать часов, среди ночи устраивайте в их камерах полный досмотр, бейте электричеством, сажайте в карцер без туалета на пару суток. Эффект будет примерно тем же, только ненависть заключенных может однажды перехлестнуть через край.
Обращению со всем этим учит добавленная к релизу кампания из пяти эпизодов: в каждом из них разные сюжеты и разные персонажи. Это не самая важная и далеко не самая интересная часть игры, от нее веет безысходностью, ощутимо диссонирующей со стилистикой Prison Architect и ее веселым взглядом на вещи.
Но если воспринимать кампанию как расширенное обучение, она пойдет куда легче. Тут научат и строить, и зарабатывать, и вызывать спецназ и пожарных, если ситуация в тюрьме выйдет из-под контроля.
Не Тарантино, не Тарантино...
Во втором релизном режиме — «Побег» — вы заселяетесь в любую отстроенную тюрьму, свою или чужую, как обычный заключенный. Способов сбежать два: начать буйствовать, зарабатывая репутацию и сторонников, а потом устроить кровавый бунт, либо найти ложку и копать туннель на свободу через упомянутый выше унитаз. Развлечение вышло, увы, на один раз — с The Escapists этот режим и рядом не лежал.
За три года раннего доступа Introversion ввели массу систем и механик — на самом деле это просто огромный симулятор, — но до сих пор еще полно вещей, которые следует отладить. ИИ глуп и без четких указаний путается в трех соснах, а глухие «тормоза» в большого размера тюрьмах (независимо от уровня «железа») намекают на то, что мобильная версия игры — задумка спорная.
Большая тюрьма — вовсе не залог финансового благополучия. Иногда даже совсем наоборот.
Сами авторы доводят проект до ума весьма неторопливо, поэтому игроки давно добавили кучу вещей и функций модификациями. В Steam Workshop есть, например, классические двухъярусные нары — они имеются в любой настоящей тюрьме, но у разработчиков Prison Architect руки до них пока не дошли.
Словом, Prison Architect хоть и не до конца достоверный симулятор тюрьмы, но зато дает большой простор для творчества — своеобразного и занимательного. Кому-то понравится возводить большие тюрьмы, приносящие миллионы долларов дохода, а кто-то пойдет дальше — в модостроительство. Это интересно.
Prison Architect можно купить в