Windows. Вирусы. Ноутбуки. Интернет. Office. Утилиты. Драйверы

Ведущий 1-й.

Слайд 1

Ведущий 2-й.

Интересно сколько лет пишут, посылают и получают письма?

Слайд 2

Ведущий 1-й.

В сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» письмо не писали, а рисовали! И начнём издалека-издалека…

Ведущий 2-й.

Глиняное письмо, которое Вы видите, нарисовано три тысячи лет до нашей эры. Их называли таблетками. Такие письма отправляли в глиняных конвертах. Тот, кому предназначалось письмо, осторожно разбивал конверт, а потом читал письмо.

На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты.

Слайды 3,4

Ведущий 1-й.

Старинные послания вручали гонцу. Гонцам никто не завидовал!

Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали хищные звери.

Ведущий 2-й.

Индийский гонец звуками погремушек извещал о своём приближении.

Для доставки почты использовали животных: верблюдов, слонов, лошадей, оленей…

Слайды 5,6,7

Ведущий 1-й.

В непогоду на узких улочках старинных городов была непроходимая грязь – почтальон иногда передвигался на ходулях.

Слайд 8

Ведущий 2-й.

Художники прошлых времён часто изображали почтальонов.

Слайд 9

Ведущий 1-й.

В XVI веке в Англии появились дилижансы. Эти большие крытые экипажи перевозили пассажиров, почту и багаж.

Слайд 10

Ведущий 2-й.

Большой вклад в развитие русской почты внёс выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащёкин. Им была создана регулярная почтовая гоньба (быстрая езда).

Ведущий 1-й.

Откуда к нам пришло слово «почта»?

Боярин Ордин-Нащёкин был образованным, талантливым человеком. Именно он был создателем почтовой связи с зарубежными странами. При подписании договора о мире с Польшей он включил в него пункт о «правильной почте» между двумя государствами.

Так в русском языке появилось слово «почта». На польском и некоторых других языках оно по звучанию было близко к слову «дорога».

Слайд 11

Ведущий 2-й

На трактах России в прошлом веке было более 3 тысяч почтовых станций.

Слайд 12

Ведущий 1-й.

Письма – маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе, летят на самолёте, но когда не было ещё почтового транспорта, существовал ещё один вид доставки писем.

Это была голубиная почта. Она служила человеку веками. Её использовали ещё египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы, мореплаватели.

Слайд 13

Ведущий 2-й

Голубь быстро привыкает к человеку, к его дому, к его крыше. Голубя увозят в закрытом ящике за сотни километров. Он не видит дороги. Выпущенная на волю птица сначала чувствует себя растерянной, потом как бы невидимый компас указывает ей, в какой стороне искать дом.

Но прежде чем голубь поднимется ввысь, осторожные руки прикрепляют к спинке, к лапке или к хвостовому перу крохотное послание.

Слайд 14

Ведущий 1-й.

Особенно прославились голуби во время осады Парижа немецкими войсками в 1870 – 1871 годах.

Прекрасно работала голубиная почта и в Великую Отечественную войну в 1941 – 1945 годах. С переднего края фронта было отправлено 15 тысяч «голубеграмм».

Бывают случаи, когда голубиная почта действует и сегодня. В некоторых странах любители –голубеводы тренируют почтовых, или, как теперь часто говорят, спортивных голубей. Устраиваются соревнования, в том числе международные. Победа присуждается за скорость и точность полёта птиц.

Слайд 15

Ведущий 2-й

Кроме голубиной почты существует и бутылочная почта. Конечно, это не очень-то надёжный способ послать известие из дальнего плавания. Найти бутылку в волнах океана, пожалуй, не легче, чем иголку в стоге сена. Но всё-таки надежда есть. Стеклянному Колумб предпочёл дубовый бочонок. Он заметнее бутылки. И какой же моряк оставит без внимания смолённый бочонок, внутри которого, наверное, плещется доброе старое вино.

Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет.

Слайд 16

Ведущий 1-й.

Бутылочная почта сегодня служит науке. С кораблей, изучающих Мировой океан, сбрасывают в море стеклянные сосуды с открытками внутри. Нашедшего такой сосуд просят сообщить как можно точнее, где он был выловлен, и отправить открытку научному институту по напечатанному на ней адресу.

В институте знают место и время, когда сосуд был отдан воле ветров и течений. Теперь станет известно, куда они принесли его. Таких бутылок – разведчиц сотни тысяч. Нанесенные на карту линии их путей показывают направления главных морских течений, их скорость, изменчивость.

Слайд 16

Ведущий 2-й

В Сибири у кочевников тундры холодного Таймыра был свой способ доставки писем.

Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передает ему письмо.

Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Доставить письмо – было делом чести.

Слайд 17

Ведущий 1-й.

Прогресс техники отразился на прогрессе почты. Ведь почта – важная часть общечеловеческой цивилизации. Почтовые тракты заменили железными дорогами. Для перевозки почты морем построены быстроходные суда. На большие расстояния письма доставляют самолёты.

Слайд 18

Ведущий 2-й

К середине прошлого века почта действовала почти во всех государствах земного шара. Это были очень разные страны. Богатые и бедные, развитые и отсталые. В 1874 году в Берне, столице Швейцарии, объединились 22 страны Европы. Затем к ним присоединились другие, образовав Всемирный почтовый союз. Теперь в нём около 170 государств, в том числе и Россия.

Слайд 19

Ведущий 1-й.

Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.

Слайд 20

Ведущий 2-й

Мы хотим вам предложить несколько загадок на тему

нашего мероприятия.

Ведущий 1-й.

Всё на ней ездит: и радость, и горе. (Почта.)

Ведущий 2-й

Без крыльев, а летит; без языка, а говорит. (Письмо.)

Ведущий 1-й.

Дом из жести, а жильцы в нём – вести. (Почтовый ящик.)

Ведущий 2-й

У нас рубят, а по всему миру щепки летят. (Письма.)

Ведущий 1-й.

Предлагаем ответить на вопросы викторины.

  1. Что вы чувствуете, когда встречаете на улице почтальона? Почему?
  2. Какая корреспонденция является наиболее долгожданной для вас? Почему?
  3. Когда появились первые письма?
  4. Что привлекает вас в переписке больше - получать письма или писать?
  5. Хранятся ли в ваших семьях письма? От кого? Почему?
  6. Какого содержания бывают письма?

14.10.2010 - 10:54

Мы не задумываемся о том, что многие привычные для нас вещи, прочно вошедшие в наш быт, имеют свою историю, зачастую насчитывающую несколько веков. Например, почта, давно и прочно вошедшая в наш быт, существует уже множество лет - точнее, тысячелетий, и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в ногу со временем...

Письмо из Египта

С самых древних времен люди стремились передать информацию своим соплеменникам. Еще в каменном веке существовали "письма" - последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые "почтальоны" - гонцы, которые передавали устные сообщения. Эти гонцы должны были заучить "письмо" со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

Многие древние государства обладали весьма развитой структурой почтовой связи. В Ассирии, древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов - с устными собщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями. Посланники сменялись или пересаживались на других лошадей на специально построенных для этого станциях. Интересно, что именно от латинского выражения "mansio pozita"... (станция в пункте) и произошло слово "почта", которое во многих языках звучит примерно одинаково.

Племена, обитавшие и кочевавшие на территории нашей будущей страны, тоже не желали оставаться без информационной поддержки. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали, что скифы и сарматы передают устные сообщения с гонцами.

Древнерусское письмо

Шло время, и мир менялся. В IX веке появляется новое государство - Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "послал Олег к Родимичам, спрашивая"...

Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной - уже в 984 году появляется так называемый "повоз" - повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, возникают первые правила проезда гонцов по русским землям.

Татаро-монгольское иго принесло неисчислимые беды русской земле, в том числе и развитию почты. Единственное, что русские позаимствовали у захватчиков, так это новое название почты - ямская гоньба. Появилась она в XIII веке и просуществовала до второй половины XIX в. На важных дорогах были построены ямские дворы, где гонец мог сменить лошадь. В XVI в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение - Ямской приказ. Затем специальным правительственным указом была учреждена новая должность в государстве - начальник ямского приказа. На этот пост дважды назначался князь Дмитрий Пожарский.
Петр I за время своего правления существенно преобразовал российскую почту. Было открыто большое количество новых почтовых трактов, введены почтовые печати, заложены основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В 1714 году была создана специальная почта для обслуживания армии и военнослужащих, а для перевозки почты начали использовать водный транспорт. К концу правления Петра I к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений - 458.

В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, а взамен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1784 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20000 руб.

В начале 70-х годов XVIII в. появляется "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На почтах впервые свозникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель" - фигура, ставшая вполне легендарной, (в селе Выра Ленинградской области даже есть музей станционного смотрителя). В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.

В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит под попечение Министерства внутренних дел. В почтовой отрасли происходят важные изменения: вводится городская почта, появляются новые правила содержания почтовых станций, приведятся к единообразию почтовые операции. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой строится первое шоссе. Постепенно другие главные дороги страны переоборудованы в шоссейные, что дает возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции и о том, что кандидат не имеет претензий за долгое ожидание зачисления его в штат почтальонов.

Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные, весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.

Почта XX века

Первая мировая война, революция, Гражданская война нанесли значительный урон почте России. Связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Но постепенно почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. А в 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. Конные упряжки заменялись автомобилями, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов. Но начинается война, и почта становится одним из самых важных стратегических объектов, подвергаясь при этом значительным разрушениям со стороны врага.

Важно было в совершенно тяжелых условиях организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Несмотря на то, что захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи, ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем. В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

Война закончилась, и страна начала залечивать раны, нанесенные врагом. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. Затем начинается новый виток в развитии почтовой связи в СССР. Растет сеть предприятий связи, в самых глухих и труднодоступных местах появляются почтовые отделения. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад. Затем почта становится все более современной и механизированной, а время ожидания письма получателями все уменьшается и уменьшается. Произошло это благодаря появлению множества современных почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин.

Письма будущего

Наступил XXI век. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что вскоре для пересылки почты совсем не потребуется налаженная веками сложная структура почтовых ведомств. Изобретение интернета и электронной почты сэкономило огромное количество времени для желающих получать срочную корреспонденцию.

В наши дни промежуток между отправлением письма и получением его адресатом из любой точки мира занимает буквально долю секунды. Достаточно обзавестись электронным адресом (интересно, что многие пользователи e-mail называют этот процесс "завести ящик" - то есть, почтовая лексика плавно переходит для обозначения новых технологий).

Вы пишете своему другу электронное письмо в США, и через пару минут можете читать его ответ с самыми свежими новостями или рассматривать фотографии, сделанные им буквально вчера или сегодня. Конечно, далеко не все имеют свой компьютер с выходом в Интернет, но, судя по скорости компьютеризации населения нашей страны, вскоре работы у почтальонов станет гораздо меньше. Возможно, что лет через 50 у них останется только обязанность носить извещения о полученной вами посылке - потому как вряд ли за столь короткое время будет освоена телепортация материальных объектов. Хотя - кто знает....

  • 6039 просмотров

Люди всегда нуждались в обмене информацией. Именно поэтому история почты началась задолго до появления письменности и привычных современному человеку писем. В древности для передачи новостей использовался голос. Этот способ сохранялся в некоторых регионах вплоть до Средних веков. Например, в империи инков на протяжении многих столетий существовали гонцы-глашатаи, которые распространяли новости из столицы, передвигаясь по стране с помощью сети разветвленных горных дорог. Позже они стали использовать в котором в качестве носителя информации выступали шнуры и нити.

Клинописные таблички

Первая система письменности в классическом смысле этого слова - клинопись. С ее появлением около 3 тысяч лет до н. э. история почты перешла на принципиально новый уровень. Клинопись распространилась среди народов древней Месопотамии: шумеров, аккадцев, вавилонян, хеттов.

Послания выводились деревянной палочкой на глиняных табличках, пока глина сохраняла свою мягкость. Из-за специфического инструментария возникали характерные клинообразные штришки. Конверты для таких писем также изготавливались из глины. Чтобы прочитать послание, адресат должен был разбить «упаковку».

Древняя история почты долгое время оставалась практически неизвестной. Большой вклад в ее изучение внесло открытие библиотеки последнего великого царя Ассирии Ашшурбанипала, правившего в VII в. до н. э. По его приказу был создан архив из 25 тысяч глиняных табличек. Среди клинописных текстов оказались как государственные документы, так и обычные письма. Библиотека была открыта в XIX веке. Благодаря уникальной находке удалось провести дешифровку непонятной прежде переводчикам клинописи.

Ракушки и рисунки

Индейцы племени гуронов обходились бусами из раковин. Их нанизывали на нитки и так получали целые письма. Каждая пластинка имела определенный цвет. Черный означал смерть, красный - войну, желтый - дань и т. д. Умение читать подобные цветные пояса считалось привилегией и мудростью.

История почты прошла и «иллюстрированный» этап. Прежде чем писать буквы, люди научились рисовать. древних, образцы которой и сегодня обнаруживаются в глухих пещерах, это тоже своеобразная почта, шедшая до современного адресата целые поколения. Язык рисунков и татуировок до сих пор сохранился у изолированных полинезийских племен.

Алфавит и морская почта

Своя уникальная система письма была у древних египтян. Кроме того, у них была развита голубиная почта. Для передачи информации египтяне использовали иероглифы. Гораздо меньше известен тот факт, что именно этот народ создал первый прообраз алфавита. Среди многочисленных иероглифов-рисунков у них появились иероглифы, передававшие звуки (всего их было 24).

В дальнейшем данный принцип шифрования развивали другие народы Древнего Востока. Первым собственно алфавитом считается алфавит, появившийся в городе Угарит на территории современной Сирии приблизительно в XV в. до н. э. Затем схожая система распространилась в других семитских языках.

Свой алфавит был у финикийцев. Этот торговый народ прославился искусными кораблестроителями. Моряками осуществлялась доставка почты в многочисленные колонии в разных частях средиземноморья. На основе финикийского алфавита возник арамейский и греческий алфавиты, от которых берут начало почти все современные системы письменности.

Ангарион

Ангарион - древняя персидская почтовая служба, созданная в империи Ахеменидов в VI в. до н. э. Учредил ее царь Кир II Великий. До этого доставка почты из одного конца государства в другой могла растянуться на месяцы, что категорически не устраивало власти.

Во времена Кира появились ангары (так назывались конные курьеры). Почтовое дело той эпохи дало первые ростки существующей и сегодня. Самая длинная дорога ангариона тянулась из Суз в Сарды, а ее длина составляла 2500 километров. Огромный маршрут был разделен на сотню станций, на которых менялись лошади и курьеры. С помощью этой эффективной системы персидские цари беспрепятственно передавали поручения своим сатрапам в самых далеких провинциях огромной империи.

При преемнике Кира II Дарии I была построена Царская дорога, качество проложения которой оказалось столь высоким, что примером ее организации (и вообще ангариона) в своем государстве воспользовался Александр Македонский, римские императоры и даже Карл I, правивший средневековой Франкской империей в IX веке.

Римская эпоха

Как уже отмечалось выше, римская история почты и писем во многом походила на персидскую. В республике, а позднее в империи параллельно существовала государственная и частная система передачи сообщений. Последняя основывалась на деятельности многочисленных гонцов, которых нанимали (или использовали в качестве рабов) богатые патриции.

На вершине своего могущества Римская империя охватывала колоссальные территории в трех частях света. Благодаря единой сети разветвленных дорог уже в I веке нашей эры можно было с уверенностью отправить письмо из Сирии в Испанию или из Египта в Галлию. Мелкие станции, где менялись лошади, были устроены на расстоянии всего нескольких километров. Пакеты перевозились конными курьерами, для клади использовались телеги.

Наиболее быстрая и эффективная государственная почта была доступна только для официальной корреспонденции. Позже стали выдаваться особые разрешения на пользование этой системой путешествующим чиновникам и христианским священникам. Государственной почтой заведовал приближенный к императору префект претория, а с IV века - магистр оффиций.

Средневековая Европа

После падения Римской империи прежняя почтовая система развалилась. Сообщения стали доставляться с огромными затруднениями. Мешали границы, отсутствие и запустение дорог, преступность и исчезновение единой централизованной власти. Почтовое сообщение стало еще хуже с возникновением феодализма. Крупные землевладельцы часто взимали огромные пошлины за проезд по своей территории, что крайне осложняло деятельность курьеров.

Единственной хоть сколько-нибудь централизованной организацией в Европе в раннем средневековье осталась церковь. Монастыри, архивы, храмы и административные органы нуждались в постоянном обмене информацией на просторах большей части политически раздробленной Европы. За организацию почтового сообщения стали браться целые духовные ордена. Нередко важную корреспонденцию по Старому Свету перевозили странствующие монахи и священники, чья ряса и духовный статус зачастую были лучшими средствами защиты от неприятностей с незнакомцами.

Свои корпорации гонцов возникали при университетах, куда стекались студенты из самых разных краев. Особенно прославились курьеры учебных заведений Неаполя, Болоньи, Тулузы и Парижа. Они поддерживали связь между студентами и их родными.

Больше всего в почте нуждались купцы и ремесленники. Без обмена письменными сообщениями со своими партнерами они не могли наладить торговлю и сбыт продукции. Отдельные корпорации купеческой почты возникали вокруг гильдий и других объединений коммерсантов. Эталон такой системы был создан в Венеции, чьи торговые контакты связывали средневековую республику не только со всей Европой, но и с далекими странами по ту сторону Средиземного моря.

В Италии и Германии, где сформировался институт вольных городов, получила распространение эффективная городская почта. Свои собственные опытные гонцы были у Майнца, Кельна, Нордгаузена, Бреславля, Аугсбурга и т. д. Они доставляли как письма администрации, так и посылки обычных жителей, плативших за услугу по определенному тарифу.

Ямщики и тройки

Благодаря «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина все в детстве слышали фразу: «Едет с грамотой гонец». Отечественная почта возникла в период Киевской Руси. Необходимость в системе обмена корреспонденцией всегда была актуальна для нашей страны в силу ее огромных территорий. Колоссальные для западных европейцев расстояния отражались и на нормах, характерных для русских гонцов и невероятных для иностранцев.

Во времена Ивана Грозного царские курьеры обязаны были проходить в день по сто километров, что с трудом поддавалось объяснению заграничным наблюдателям. В XIII - XVIII вв. почтовые станции в России назывались ямами. На них содержались лошади и работали постоялые дворы.

Существовала и так называемая ямская повинность. Она распространялась на тягловое население провинций. Крестьяне, отбывавшие повинность, должны были организовывать перевозки государственных чиновников, грузов и дипломатов. Эта традиция была распространена татаро-монголами во время их ига над восточнославянскими княжествами. В XVI веке в Русском государстве появился Ямской приказ. Этот аналог министерства занимался не только почтовыми, но и налоговыми делами. Короткая фраза: «Едет с грамотой гонец» едва ли может передать сложность курьерского дела в средневековой России.

Около двухсот лет назад появились знаменитые разноаллюрные упряжки тройки лошадей. Они снаряжались специально для путешествий на дальние расстояния. Расположенные по бокам скакали галопом, а центральный коренник двигался рысью. Благодаря такой конфигурации достигалась предельная для своего времени скорость в 45-50 километров в час.

От дилижансов до железных дорог и пароходов

Централизованные системы королевских почт появились в Англии, Швеции, Франции и других развитых странах в XVI-XVII вв. Одновременно с тем росла необходимость в устройстве международной связи.

На рубеже Средневековья и Нового времени в Англии распространились дилижансы. Эта почтовая карета постепенно вытеснила простых конных курьеров. В конце концов она завоевала мир и появилась во всех частях света от Австралии до Америки. О прибытии почтового экипажа в городе или селе сообщали с помощью специального рожка.

Очередной перелом в развитии систем связи произошел в начале XIX века с появлением пароходства и железных дорог. Новый вид водного транспорта хорошо зарекомендовал себя в организации британо-индийской почты. Специально для облегчения путешествия на восток англичане спонсировали строительство в Египте, благодаря которому корабли могли не огибать Африку.

Почтовые ящики

Существует несколько версий о том, где появился первый почтовый ящик. По одной из них таковыми можно считать тамбуры, установленные во Флоренции в начале XVI столетия. Их размещали рядом с церквями - главными общественными местами города. Деревянный ящик со щелью вверху был предназначен для передачи анонимных доносов, в которых сообщалось о государственных преступлениях.

В том же XVI веке подобные новинки появились у моряков. В каждой британской и голландской колонии был свой почтовый ящик. С помощью подобной технологии мореплаватели передавали корреспонденцию на другие корабли.

Французским изобретателем почтового ящика считается Ренуар де Вилайе. Именно он разрешил проблему переписки между парижанами. В середине XVII века во французской столице было четыре почтамта, однако и они не могли справиться с гигантским потоком корреспонденции обычных граждан. Ренуар де Вилайе являлся членом правительства и Национальной академии наук. Подключив собственную смекалку и административные ресурсы (разрешение короля Людовика XIV), он в 1653 году инициировал установку почтовых ящиков по всему Парижу, что заметно облегчило работу почтовой службы. Новинка быстро прижилась в столице и распространилась в других городах страны.

История почты России сложилась так, что отечественные почтовые ящики появились только в 1848 году. Первые такие диковинки установили в Москве и Санкт-Петербурге. Поначалу конструкции были деревянными, затем их сменили на металлические. Для срочных отправлений использовались почтовые ящики, выкрашенные в яркий оранжевый цвет.

Марки

Сложившаяся в Новое время международная почтовая система имела множество недостатков. Ключевой из них заключался в том, что сборы за пересылку отправлений оставались затруднительными несмотря ни на какие логистические и технические новшества. Впервые данная проблема была решена в Великобритании. В 1840 году там появилась самая ранняя из ныне известных марок - «черный пенни». Ее выпуск был связан с введением тарифов на пересылку писем.

Инициатором создания марки стал политик Роуленд Хилл. На рисунке марки был выгравирован профиль молодой королевы Виктории. Нововведение прижилось и с тех пор каждый почтовый конверт письма оснащался специальным ярлыком. Наклейки появились и в других странах. Реформа привела к значительному увеличению количества почтовых пересылок в Великобритании более чем в два раза всего лишь за первый год после эпохального преобразования.

В России марки появились в 1857 году. Первый знак почтовой оплаты оценивался в 10 копеек. На марке был изображен двуглавый орел. Для тиража выбрали именно этот геральдический символ, так как он являлся эмблемой Почтового департамента империи. Это ведомство старалось не отставать от западных тенденций. Почта СССР также уделяла много внимания знаки оплаты пересылки появились в 1923 году.

Открытки

Знакомые всем почтовые открытки возникли сравнительно недавно. Первая карточка подобного рода появилась в 1869 году в Австро-Венгрии. Вскоре такой формат завоевал общеевропейскую популярность. Случилось это во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг., когда французские солдаты стали массово посылать свои родным иллюстрированные почтовые карточки.

Фронтовая мода была моментально перехвачена коммерсантами. Уже через несколько месяцев почтовые открытки стали массово выпускаться в Англии, Дании, Бельгии и Нидерландах. Первая российская открытка увидела свет в 1872 году. Еще через шесть лет на специальном конгрессе в Париже был принят международный стандарт размеров карточек (9 сантиметров длины, 14 сантиметров ширины). Позже его несколько раз меняли. Со временем появились подвиды открыток: поздравительные, видовые, репродукции, художественные, рекламные, политические и т. д.

Новые веяния

В 1820 году в Великобритании изобрели конверт. Спустя еще 30 лет появились штемпельные бандероли. В середине XIX столетия письмо могло совершить кругосветное путешествие за 80-85 дней. Отправления ускорились, когда в России была открыта Транссибирская магистраль.

XIX век ознаменовался последовательным появлением телеграфа, телефона и радио. Возникновение новых технологий не умалило значение, которое представляло для тогдашних людей почта. Телеграф и вовсе оказал неоценимое содействие ее развитию (во всех странах постепенно объединяли ведомства, отвечавшие за эти два вида связи).

В 1874 году был создан Всемирный почтовый союз и созван Всемирный почтовый конгресс. Целью мероприятия стало подписание международного соглашения, которое могло бы унифицировать разрозненные системы передачи корреспонденции разных стран мира. На конгрессе присутствовали представители 22 государств. Ими был подписан Всеобщий единый почтовый договор, вскоре переименованный во Всемирную почтовую конвенцию. Документ обобщил международные правила обмена отправлениями. С тех пор история почты России продолжалась в русле всемирной эволюции почтовой связи.

В конце XIX столетия началось развитие аэронавтики. Покорение человеком воздуха привело к исчезновению каких-либо физических барьеров для отправлений по всему миру. Как уже упоминалось выше, еще древним цивилизациям была известна своя аэропочта - голубиная почта. Птицы использовались людьми для коммуникации даже в самом зените прогресса. Особенно незаменимыми голуби становились во время кровопролитных конфликтов. Пернатая почта исправно использовалась на фронтах Первой и Второй мировой войны.

Электронная почта

У современной эпохи есть множество определений. Называют ее и информационной. И это во многом справедливо. Сегодня именно информация является главным ресурсом, двигающим прогресс. Связанная с ней революция произошла благодаря появлению интернета и современных средств коммуникации.

В наши дни знакомая многим поколениям людей бумажная почта понемногу уступает свое место электронной. На смену железному ящику для конвертов пришел e-mail, а социальные сети и вовсе стерли представления о расстоянии. Если еще двадцать лет назад интернет воспринимался как чудаческая забава, то теперь без него сложно представить жизнь современного человека. Доступный же каждому человеку электронный e-mail воплотил в себе многовековую эволюцию почты со всеми ее различными рывками и прыжками.

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Презентация на тему: "Из истории отечественной почты"

Русская почта – одна из старейших в Европе. Ещё в Х в. в Киевской Руси существовал «повоз» - обязанность населения предоставлять лошадей от «стана к стану» для княжеских гонцов.

На дорогах, где проходили почтовые трассы, в ХII – началу ХIII века были построены постоялые дворы, преобразованные позднее в почтовые станции с прикреплёнными к ними ямщиками и лошадьми.

Эти станции стали называться «ямами» (от татарского слова «дзям»), а вся система связи «ямской гоньбой».Ямы стояли друг от друга на 30-40 вёрст.

Дальнейшее развитие русской почтовой службы связано с именами А.Л.Ордын-Нащёкина и Петра I.Были открыты международные почтовые линии в Ригу и Вильно и установлен почтовый обмен с Польшей.

При Петре введена международная почтовая морская линия между Кронштадтом и Любеком (Германия) и военно-полевая почта.

В VIII-XIX в.в. самой характерной на Руси была знаменитая почтовая тройка. В памяти народной ямщик с его лихой тройкой сохранился как любимый образ.

В царской России почтовая служба оставалась одной из самых отсталых отраслей хозяйства.

После революции 1917 года делу связи было уделено большое внимание.

Во время войны полевая почта связывала бойцов с родным домом.

Цель урока: проследить историю развития российской почты на примере почты Тверской земли.

Задачи урока:

  1. Образовательная – овладение материалом темы.
  2. Познавательная – раскрыть и усвоить материал об истории тверских почтовых зданий и улиц.
  3. Развивающая – развитие исследовательских навыков на основе исторических источников.
  4. Воспитательная – воспитание чувства толерантности к людям другой национальности, уважения к людям труда

Тип урока: комбинированный.

План урока.

  1. Берестяная почта столетий – весточки из древности. Комментирование и анализ текстов.
  2. Как была обустроена почтовая связь в период становления древнерусского государства
  3. Тверская почта в XIX веке.
  4. Из переписки знаменитых тверских адресатов. (А.С.Пушкин и И.И. Лажечников.)
  5. Тверские «дома почтовой связи» – Дом Техники, «Электросвязь», Почтамт.
  6. Тверская почтовая связь сегодня.
  7. В тверском яме.

Оборудование:

  • презентация (Приложение 1), почтовый ящик;
  • тексты тверских берестяных грамот;
  • листы чистой бумаги для создания фронтовых писем – треугольников и написания письма ветерану Великой Отечественной войны;
  • запись песни на стихи А.Д.Дементьева «Я читаю письмо…».

В начале урока раздается телефонный звонок. Ответ на звонок.

Современные средства сообщений позволяют быстро получить весточку, но голос растаял, а СМСка, заполнив всю память телефона, будет удалена. Есть маленький листочек бумаги, который хранит память голоса адресата и к которому можно обратиться, когда захочется.

Так много лет назад, начав свою педагогическую деятельность в сельской школе, я получила письмо от своей первой учительнице. Я теперь знаю, как я пошла в первый класс. Об этом рассказала моя первая учительница. Так строчки письма вернули мне детство – не волшебство ли это? Об этих удивительных листочках наш сегодняшний разговор.

В глубокой древности, когда наши предки еще не знали слова «почта» они обменивались вестями при помощи гонцов. Население Киевской Руси должно было давать княжеским послам лошадей и повозки для доставки грамот и клади. Эта повинность называлась «повоз».

На тверской земле издавна существовали наезженные пути, связывавшие населенные пункты:

  • дорога от Смоленска на Зубцов и Торопец по берегам Западной Двины и Торопы;
  • дорога из Новгорода в Северо-Восточную Русь через Валдай, Вышний Волочек и Торжок, Тверь;
  • перевоз через Мологу.

Сообщение между Тверью и Великим Новгородом было обыденным явлением.

26 сентября 1983 году на глубине 399 см на территории кремля была обнаружена первая берестяная грамота в Твери (тогда Калинине).

«От Станимира поклон ко Михаилоу ко Домажировцоу…»

23 сентября 1985 года около гостиницы «Центральная» была обнаружена 2 грамота конца XIII-XIV вв. Это полное письмо, написанное в Торжке и присланное в Тверь. Это настоящий древнерусский детектив.

(На интерактивной доске высвечиваются в начале грамота №1, а затем грамота №2.)

Самое потрясающее то, что в Торжке был найден ответ на это письмо. Не будут «тверичи чинить пакости». Так, живущая в центре тверского кремля матушка, по сути, шпионила в пользу новгородского Торжка, многолетнего противника Тверского княжества.

Уже в начале XIII века на территории Тверского и соседних княжеств появились ростки государственного контроля за системой обмена информацией.

Эти традиции окрепли в XIV и XV веках, когда московские князья установили «ямскую гоньбу» – государственную систему доставки гонцов и грузов.

(Показ на интерактивной доске, как выглядели «первые почтальоны» XV и XVII веков.)

Суть явления «ямская гоньба» сводилась к следующему.

На проезжих дорогах на расстоянии от 30 до 100 верст, обычно в крупных пунктах, оборудовались станы, где определенные лица могли получить лошадей, повозки, пищу и отдых. Такие пункты назывались словом «ям», дороги – ямскими, возчики – ямщиками. Право на пользование этими благами удостоверялось специальной грамотой – подорожной. Тверской ям был одним из 1600 существующих ямов.

Узаконенная «ямская повинность» означала, что крестьяне и посадское население должны были поставлять определенное количество повозок и лошадей на ближайшие ямы, содержать в порядке ямские дороги или платить налог – ямские деньги, которые шли на содержание и развитие ямской гоньбы.

Тверская ямская слобода располагалась (показ карты из презентации) в районе нынешней Московской улицы. (Показ изображения яма из презентации.)

Рассказ ученика о Ямской слободе.
Извозом в Твери занимались прежде всего татары. Жили они в ямской слободе, которая чаще всего называлась татарской слободой.
Тверские ямщики жили в основном в ямской слободе, частично в Заволжской части, а также в селах Новая и Старая Константиновка, в деревне Починок на реке Перемерке и в Богословской Пустоши (ныне Микрорайон «Южный», где находится наша гимназия). В Ямскую слободу ямщики были отселены после пожара 1763 года. В слободе выбирался ямской староста и стройчик (приказчик). Староста долго не засиживался, и его сменял другой, чтобы не допустить злоупотреблений. На содержание ямской станции собирались по дворам ямские деньги.
История сохранила для нас имена некоторых ямщиков Тверского края. В XVII веке в Твери ямским приказчиком был Кузьма Озорной, а ямским дьячком – Микишка Прокудин, у которого был крепостной человек Сережка Степанов. В Заволжье жил ямщик Курдючко Елизаров.

(Изображения из презентации внешнего вида почмейстеров XIX-XX веков.)

В 1767 году в Тверь был назначен первый почмейстер – подпоручик барон Витте. Тогда в Твери на Полуциркульной площади построили красивый почтовый дом с номерами и ресторацией (ныне Дом Техники). (Показ на интердоске.)

Рассказ ученика о Доме Технике.
До сер. 19 века здесь располагался Почтовый двор. Здесь проезжавшие через Тверь меняли лошадей, оформляли подорожные, обедали (во втором этаже была ресторация). Летом путешествовали на тройках.
На Почтовом дворе содержали более 60 почтовых ямских лошадей. В 1820 году были введены дилижансы для «облегчения переезда недостаточных» людей. В дальнейшем перевозку почты осуществляли земства. Тверское земство содержало 31 почтовую станцию с 279 лошадьми.

Именно отсюда отправлял в Петербург письмо А.С.Пушкину, начальник народных училищ, «Русский Вальтер Скотт», как называл его Пушкин, автор «Ледяного дома» Иван Иванович Лажечников.

Он жил неподалеку, на Рыбацкой улице, примыкавшей к площади.

Рассказ учеников о переписке русских писателей.
Знакомство И.И.Лажечникова и А.С.Пушкина было необычным, после чего началась их дружба и переписка, которая продолжалась долгое время.
В 1831 году И.И.Лажечников отослал из Твери А.С.Пушкину посылку с рукописью романа «Новик».

И.И.Лажечников.
«Милостивый государь, Александр Сергеевич!
Волею и неволею займу несколько строк в истории Вашей жизни. Берусь смелость представить Вам моего Новика: счастливый, если первый Поэт Российский прочтет его, не скучая».
Так в 1834 году А.С.Пушкин ответил письмом, посланным в Тверь:
А.С.Пушкин
«Милостивый государь! С живейшей благодарностью получил я письмо Ваше. Несколько раз проезжая через Тверь, я всегда желал случая представиться Вам и благодарить Вас, во-первых, за то истинное наслаждение, которое Вы доставили мне Вашим первым романом, а во-вторых, и за внимание, которого Вы меня удостоили. С нетерпением жду Вашего нового творения.»
В конце 1834 года поэт проездом остановился в Твери. Он с Почтовой станции отправляет И.И.Лажечникову записку, в которой объясняет невозможность встречи.
«Я еще лично надеялся, почтенный и любезный Иван Иванович, лично благодарить Вас за Ваши два письма и за Ваше ко мне расположение. Но проезжаю на перекладных и в таком виде, что никак не осмеливаюсь к вам явиться и возобновить старое знакомство. Поручаю себя вашей снисходительности и доброжелательству.
Сердечно Вас уважающий Пушкин.»
В последних числах января 1837 года, будучи в Петербурге, Лажечников дважды заходил к Пушкину, но его не застал. Нужно было срочно возвращаться в Тверь.
29 января Пушкина не стало….

В начале ХХ века губернская почта переехала в здание, где ныне располагается ОАО «Электросвязь».

Рассказ о здании «Электросвязи».
(Изображение бывшей почтово – телеграфной станции и здание «Электросвязи» на интерактивной доске.)
Трехэтажное вогнутое здание, украшенное лепниной, удачно вписалось в южную часть Почтовой (Полуциркульной, ныне Советской) площади. Площадь начала застраиваться в 1767 году.
Здание почтово-телеграфной конторы выстроено в последней трети XVIII века, как частный дом тверского купца Волкова. В 1798 году он был приобретен городом для размещения почты. Это была парадная постройка площади. С открытием телеграфной связи в 1830 – 1840 годах это учреждение было реорганизовано в Почтово-телеграфную контору. Здесь же проживали ее служащие. Вследствие увеличения операций к концу XIX века, здание стало тесным, неудобным, кроме того – одно из старейших в городе обветшало и требовало исправлений. В 1970 году принято решение о его реконструкции, в результате чего несколько видоизменился главный фасад: третий этаж дома поднят кладкой на 2 аршина, сделана новая крыша, соответственно окна третьего яруса приобрели иную форму и размеры. Там поселили постовых чиновников. Семейства почмейстера и его помощника заняли второй этаж. На первом этаже разместили почтовую контору с архивом, кухню почмейстера, квартиры почтальонов и унтер – офицера. Сегодня в этом здании находится ОАО «Электросвязь».
(Изображения из презентации внешнего вида почмейстеров XIX-XX веков.).

Последняя четверть XIX века отмечены развитием новых средств связи – телеграфа и телефона.

Вступая в XX век, Тверская губерния имела 16 почтово-телеграфных контор, 11 телеграфных 42 почтовых отделений. Для работников действовали ссудно-сберегательная касса, общество воспитания детей нуждающихся чинов, бесплатный медицинский пункт.

В 1843 году для улучшения хода почт в России создается одноконная верховая почта. Тверская почта работала по общероссийским правилам. С1783 года действовала единая такса: 2 копейки с каждого лота за каждые 100 верст расстояния, а 1843 году стоимость пересылки письма была установлена по 10 копеек серебром за каждый лот независимо от расстояния. Любой обыватель, написав письмо, приходил на Полуциркульную площадь в Почтовую контору, где, заплатив почтовый сбор, сдавал свое послание чиновнику. В ноябре 1848 года в обращение была выпущена первая «штемпельная куверта».

«Куверта» – это будущее слово «конверт».

Посчитайте, сколько лет исполняется конверту в этом году?

154 лет. Это своеобразный солидный юбилей. Пройдет время, и свет увидят немало конвертов с тверской тематикой.

(Изображение тверских конвертов на экране интерактивной доски.)

На лицевой стороне типографским способом штемпелевались изображения государственного герба и двух перекрещивающихся почтовых рожков, а также указывалась стоимость отправления. Черный штемпель – для писем весом в один лот, синий – два лота, красный – три лота, что соответствовало 10, 20 и 30 копейкам сбора. Конверт стоил 1 копейку. Тогда же, в ноябре 1848 года появились почтовые ящики.

Тверские губернские ведомости опубликовали объявление: «Опускать письма в таковых кувертах в закрытые ящики, какие заведены на городской почте, и выставить эти ящики везде, где существуют почтовые учреждения, на видных местах.» Значит, с этого момента можно говорить о городской почте. В 1851 году, с открытием Николаевской железной дороги, стал для доставки сообщений использоваться железно-дорожный транспорт.

Сельское население в те времена государственной почтой не обслуживалось. Доставку писем от уездных городов осуществляли земства. В 1857 году была выпущена первая почтовая земская марка, действовавшая в переделах одного уезда, достоинством 10 копеек.

(Изображение Тверских земских марок.)

Политические изменения 20 века привели к коренным изменениям системы связи России. В 1917 году был образован Наркомат почт и телеграфов. В нашем крае имелось 283 почтово-телеграфных учреждения, 13 телефонных сетей, 5 радиостанций.

Накануне Великой Отечественной войны на территории Калининской области услуги почтовой связи оказывали1200 предприятий, 69 контор, почту доставляли 5434 почтальона. Война прервала планы советских людей. Огромной трагедией вошла она в их жизнь. Они ковали Победу в тылу и на фронте и с трепетом, надеждой, страхом ожидали долгожданные треугольники – весточки с войны.

Звучит песня на стихи нашего земляка А.Д.Дементьева «Я читаю письмо...»

(На экране интерактивной доски высвечивается «Письмо из Победного 45...».)

Это изображение письма из семейной коллекции.

Ребята после песни из белой бумаги делают письмо-военный треугольник и пишут письмо ветерану Великой Отечественной войны.

16 декабря 1941 года город Калинин был освобожден и уже 5 февраля 1942 года был принят приказ о возобновлении работы всех контор связи на освобожденной территории. Дом Связи (почтамт) на Советской улице сохранился, но все, что находилось в нем, было уничтожено и разбито. Война нанесла огромный урон: было утрачено больше половины всех довоенных объектов. Воля, любовь, энтузиазм помогли уже середине 50 годов восстановить хозяйство связи, начать внедрение моторизованной доставки почты.

В 70 годы произошло еще одно важное мероприятие – построено здание нового почтамта, одно из самых красивых в городе и ставшее визитной карточкой города.

Рассказ ученика о почтамте.
Почтамт – центральное предприятие связи города, создано в 1968 году. Почтамт организует почтовую связь на территории города, осуществляет руководство городскими отделениями связи, предоставляет услуги почтовой и телеграфной связи, сортировку всех видов почтовых отправлений. Здание почтамта сооружено в 1978 году, так как прежнее стало маленьким для клиентов и того широкого спектра услуг, которые предоставлял почтамт. Построено оно было сотрудниками калининского ДСК (домостроительного комбината). Здание почтамта стало украшением города, и вращающийся земной шар уникальной находкой.
(Изображение почтамта на экране интерактивной доски.)

В 1994 году как государственная структура почта перешла в ведение управления Федеральной почтовой связи Тверской области. Сегодня почта – одно из динамично развивающихся предприятий области. Сегодняшний день почты – это: электронная почта, кибер – почта, курьерская почта и другие виды почтовых услуг.

Мы прошли с Вами вековыми дорогами российской почты, открыв лишь крошечную ее страницу.

Заканчивая урок, и, прощаясь, не забудьте вбросить в почтовый ящик письмо, написанное Вами для ветерана Великой Отечественной войны.

Домашнее задание: решить кроссворд (Приложение 2).

Ямская слобода, первая почтовая контора на Полуциркульной площади в г.Твери, старинные фото мужчин – почтовых служащих, современное здание почтамта … Слайды наглядно проиллюстрировали основные этапы развития средств почтовой связи на Тверской земле. Древняя Тверь лежала на старейшем в России почтовом тракте, по которому в 1665 году по именному велению государя Алексея Михайловича была организована регулярная ямская гоньба из Москвы в Ригу. 31 почтовая станция существовала уже в то время. В Твери возникла и самая первая регулярная почта в России.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: