Windows. Вирусы. Ноутбуки. Интернет. Office. Утилиты. Драйверы

В столичных школах в этом году подключат более 20 тысяч точек доступа к беспроводному интернету, а в 2018-му их число достигнет 60 тысяч.

В Москве создадут одну из крупнейших в мире Wi-Fi-сетей для образовательных учреждений. До конца этого года доступ к беспроводному интернету появится в 646 столичных школах, а в 2018-м к Wi-Fi планируют подключить дополнительно 1125 зданий.

Как отметили в Департаменте информационных технологий города Москвы, в 2016 году в рамках пилотного проекта беспроводная сеть была развёрнута в 69 школах. Там появилось 2,3 тысячи хот-спотов — точек доступа к Wi-Fi. Это позволило обеспечить там качественную связь для проведения интерактивных уроков. В 2017-м добавится ещё 20,5 тысячи хот-спотов.

Планируется, что в 2018 году сеть будет насчитывать 60 тысяч точек беспроводного доступа к интернету в 1840 школах города. В одном здании установят в среднем 32 хот-спота. К каждой точке одновременно может подключиться до 30 устройств.

« Когда московское школьное Wi-Fi-пространство будет полностью сформировано, оно станет одной из крупнейших в мире сетей беспроводного интернета в образовательных учреждениях. Аналогичный проект по объединению нескольких тысяч школ в единое интернет-пространство есть в Турции», — рассказали в ИТ-ведомстве.

В России схожий проект с подключением к cети WI-Fi 1 600 образовательных учреждений (восемь тысяч беспроводных точек доступа) реализуется в Казани.

Сегодня во всех московских школах есть проводной широкополосный интернет. Кроме того, в каждом здании имеется две-три точки доступа к Wi-Fi. Но они не обеспечивают покрытие всех учебных помещений.

Чтобы получить доступ к сети, ученикам и учителям нужно будет ввести логины и пароли от электронного дневника (журнала).

Контент-фильтрацию обеспечит оператор связи. Сегодня эта система фильтрации уже действует во всех школах.

02.03.2015

Интернетизация школ - это уже не только подключение ко Всемирной сети компьютеров на партах. Многие школы (в первую очередь, конечно, столичные) делают свои площади «территорией открытого wi-fi», где в Интернет может войти любой ученик со своего смартфона или планшета.

«МК» выяснил, кто отвечает и как обеспечивает безопасность школьного Интернета, оберегая детей от порно, педофилов, сектантов, экстремистов и прочей нечисти.

В Департаменте информационных технологий Москвы нам рассказали, что в столице уже около 1500 школ имеют внутренние wi-fi-сети. На сегодняшний день защита школьников от вредной интернет-информации лежит на плечах учебного заведения. От какой информации нужно оберегать детей - прописано в «Методических рекомендациях по ограничению доступа обучающихся к сети Интернет», разосланных Минобрнаукой по школам в 2014 году.

В школах нашего комплекса везде есть проводной Интернет, а в здании на Большой Академической - даже так называемый «бесшовный вай-фай». Сетью покрыта вся территория, и ученики могут ею пользоваться свободно при помощи своих смартфоном и планшетов, - говорит директор гимназии № 1579 Инна Маевская. - Мы не мешаем нашим ученикам свободно пользоваться им - следим только, чтобы дети не тыкали в экраны прямо на уроке. И это, разумеется, безопасный Интернет!

Безопасность школьного Интернета начинается с компании-провайдера, которая обеспечивает школе доступ в Сеть. Первый рубеж обороны - фильтрация сайтов по общероссийскому запретному списку Роскомнадзора - исключает террористические, сектантские, наркоманские, суицидные и прочие ресурсы. Это делает провайдер для любых пользователей: и школ, и частных лиц, и всех прочих.

При этом обычным клиентам-гражданам не блокируется доступ к порносайтам, азартным играм и многому другому, что не нарушает закона. Но для школ все это нужно фильтровать и отсекать, - рассказал «МК» Алексей Морозов, технический директор крупной компании-провайдера, снабжающей доступом в Сеть десятки школ. - Делают это специальные программы-фильтры, которые мониторят миллионы сайтов и характеризуют их по собственным алгоритмам степени опасности для детей. Ученики на своих смартфонах и планшетах забивают в адресной строке какой-то сайт, этот запрос проходит через программу-фильтр, которая либо разрешает его открыть, либо нет.

Это делает школа или провайдер?

Встречаются оба варианта. Важен конечный результат - защита школьников от вредной интернет-информации. А вот достигать его допустимо различными способами. Наши школы-клиенты предпочитают, чтобы программа-фильтр стояла на нашем DNS-сервере, чтобы у них голова не болела. А некоторые школы считают себя продвинутыми и получают трафик без ограничений - программы-фильтры установлены непосредственно в школе, и тамошние айтишники могут гибко их настраивать.

Для обхода фильтров популярны так называемые веб-прокси. Набрав это слово в поиске, вы увидите огромный список прокси-сайтов, через которые можно попадать на те сайты, которые закрыты. Такие хитрости пройдут в школе?

Веб-прокси, анонимайзеры, ТОР-браузер и разного рода туннельные сервисы блокированы. Но в принципе, если школьник будет перебирать одни веб-прокси за другими, не исключено, что он наткнется на работающие. Защита эффективна, но не стопроцентна.

При этом внутренний контроль над защитой позволяет школе, если нужно, снижать его строгость.

У нас, к примеру, заблокированы социальные сети - ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Инстаграм и Твиттер, - говорит руководитель IT-отдела гимназии № 1576 Игорь Плужников. - Но если кому-то из преподавателей нужно что-то там найти или скачать, то мы по его просьбе легко снижаем уровень защиты на время.

Логика у разных программ-фильтров разная. Опробовав две из них, наиболее часто применяемые в школах (NetPolice и Internet Censor), мы с удивлением обнаружили, что одна из них запрещает сайт «МК», а другая - нет... Обе запретили известный сервис-переводчик Google по адресу translate.google.com - этот сервис некоторое время назад прославился тем, что интернет-пользователи обнаружили в нем скрытую, «недокументированную» функцию: он работал в качестве веб-прокси - если в поле для перевода забить заблокированный сайт, то через него он открывался. Но через другие веб-прокси обе сторожевые программы позволили открыть порноресурсы.

Впрочем, в регионах проблему фильтрации доступа в Сеть в школах решают часто по методу «белого списка». В школе местный айтишник настраивает фильтры на компьютерах или точках доступа только на пропуск сайтов (как правило, ресурсов образовательной тематики), названия которых вручную включены им в разрешенный список. Такой Интернет принципиально более безопасен, но крайне ограничен даже для чисто образовательных задач, не говоря уже о развлечениях на переменке. Ведь сайтов в списке всего несколько сотен, плюс большинство из них имеют не слишком выдающуюся информационную ценность.

К примеру, в школах Курской области используют «белый список» от местного областного комитета образования и науки.

В этом списке 1256 сайтов, большинство из которых познавательно-образовательные - посвященные школьным предметам, олимпиадам, экзаменам, поступлению в вузы, издательствам учебников и т.п., - рассказала нам Светлана Апенина, директор областного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр», созданного для внедрения новых информационно-аналитических технологий в системе образования Курской области.

Прочесав курский «белый список» по диагонали, мы нашли там немало странностей. К примеру, в нем почему-то нет Википедии, хотя имеется ее куда менее популярный российский «аналог» «Викизнание». На ресурсе о космонавтике последние новости датированы 2007 годом, непонятно для чего в список сайтов для курских школ затесались... интернет-провайдер из Ярославля, сайт по ремонту квартир и т.д. То есть очевидно, что, используя систему «белого списка», его нужно почаще освежать и расширять.

P.S. Собственно, может возникнуть резонный вопрос: зачем школе фильтровать доступ в Интернет через wi-fi, если у каждого школьника в смартфоне и планшете есть сим-карта, при помощи которой он и без вай-фая зайдет куда хочет, пусть и небесплатно. Все просто: школа обязана сделать все, что в зоне ее ответственности. За пределами этой зоны начинается ответственность родителей, которые самостоятельно должны контролировать прогулки их чада во Всемирной сети - с домашнего компьютера, смартфона или планшета. Средства домашнего и мобильного контроля и ограничения доступа есть - каждый может их использовать.

Сейчас никого не удивить многочисленными смартфонами, планшетниками и нетбуками у студентов и старших школьников. Это лет десять назад наличие банального КПК вызывало явно удивление у преподавателей, которые читали лекции “с бумажки”. Так будет ли способствовать эффективности образования повсеместно “разлитый” бесплатный Wi-Fi?

Бесплатный Wi-Fi должен появиться в российских ВУЗах и школах. Со временем 🙂

Вспоминая вполне позитивные итоги реализованного в 2007-м году нацпроекта “Образование”, частью которого было подключение десятков тысяч российских школ в сети Интернет на постоянной основе, могу только приветствовать новации депутатов Госдумы Михаила Дегтярёва и Ярослава Нилова: они уже второй раз пытаются обеспечить бесплатным Wi-Fi российских школьников и студентов. В осеннюю сессию 2012 года это у них не получилось, но они попробуют ещё раз. Идея вполне понятна: раз уж учебные заведения и так подключены к Сети, необходимо сделать эту услугу доступной не только в классах информатики. При том, что 3-4G доступ в Интернет по карману далеко не всем учащимся (400-500 руб. в месяц для USB-модема или интернет-планшета), полезные данные в Сети они всё-таки должны находить. И поможет этому пусть не самый скоростной, но бесплатный Wi-Fi. Благо любое современное мобильное устройство поддерживает эту технологию передачи данных. Да, сейчас бесплатный Wi-Fi есть в библиотеках многих ВУЗов, но этого явно недостаточно.

Что потребуется для всеобщего обеспечения студентов и учащихся бесплатным Wi-Fi? На среднюю школу – сотни метров Ethernet-кабеля, а также с десяток бытовых роутеров, которые можно будет настроить без особенных хлопот. Думаю, в этой ситуации с такой задачкой быстрее всего справятся сами школьники, а не учитель информатики или штатный “админ”, если он есть в школах. Для ВУЗов, конечно, понадобится побольше оборудования, поскольку корпусов там много, а Wi-Fi должен присутствовать вроде бы во всех без исключения учебных аудиториях. Правда, после установки множества точек доступа придется умощнять канал доступа в Интернет – полагаю, что как минимум раз в десять. Ибо нет ничего более сладкого, как безлимитный и бесплатный доступ в Сеть. Думаю, учебным заведениям придётся разориться на компьютер, который будет играть роль сервера – с его помощью можно будет устроить мониторинг Сети, устанавливать лимиты для пользователей по скорости и объёму трафика, а также фильтровать всевозможные торренты или загрузку, например, роликов с YouTube или видео с различных серваков, позволяющих смотреть фильмы, во время учебных занятий. Понятно, что такие хотспоты будут обязательно подключены к системам фильтрации “запрещённого контента”: так что порнуху через них будет качнуть сложновато (хотя если только формально – юные хакеры могут быстро разобраться с настройками систем).

Бесплатный Wi-Fi должен улучшить качество учебного процесса

Поможет ли бесплатный Wi-Fi учебному процессу? Это как сказать. С одной стороны, получить доступ в Сеть, пусть и на скорости 256-512 Кбит/с будет для студентов и преподавателей действительно удачей. Не секрет, что во многих учебных заведениях даже крупных городов страны сигнал 3-4G сетей от операторов связи – весьма слабый. Мешают мощные стенки да и откровенно слабая ёмкость сотовых сетей, которые выделены под передачу данных. Так что если будет бесплатный Wi-Fi, то общение в соцсетях и с помощью различных систем обмена сообщениями точно возрастёт. Полагаю, что лавинообразно. Но этот же повод даст учебным заведениям возможность для использования всех возможностей интерактивного обучения. Видеоролик сможет заменить занудный рассказ с демонстрацией слайдов. Презентация, запущенная одновременно на многих устройствах, даст возможность сосредоточиться на фиксации своих мыслей, а не на тупом копировании речи лектора. Ну а о тестовых заданиях, выполнить которые нужно будет на веб-сайте ВУЗа, и говорить нечего – сразу видно, кто и как с ними справляется. Кстати, на время экзаменов бесплатный Wi-Fi в учебных заведениях вполне может обеспечивать доступ только на внутренние ресурсы интранет-сети, не выпуская пользователей в поисковики для поиска ответов на каверзные вопросы преподавателей.

Очень может быть, что глобальных затрат бюджетных средств на бесплатный Wi-Fi в школах-ВУЗах и не потребуется – такие проекты готовы развивать операторы связи.

Выгодно такое приучение пользователей к современным технологиям связи и операторам сотовой связи. За относительно небольшие деньги они вполне легко смогут стать спонсорами “информатизации” отдельных ВУЗов и школ, чтобы “на выходе” получить лояльных пользователей, которые выберут “беспроводную мобильность” именно от той компании, которая несколько лет до их выпуска из учебного заведения обеспечивала им более-менее приличный доступ в Сеть. Если к вопросу деятельно подойдут компании “Большой тройки”, “Ростелеком”, “ТТК”, а также “ЭР-Телеком”, то проблему можно будет решить достаточно быстро. Финансирование можно предусмотреть из фонда Универсальной услуги связи: куда как полезнее будет, чем одинокие и занесённые снегом таксофоны финансировать. Может быть, кто знает, доступность скоростных каналов связи не только в учебных заведениях, но и в общежитиях ВУЗов наконец-то создаст условия для бурного роста числа технологических стартапов не только ИТ-направленности в России, даст импульс интернет-торговле, дополнительным сервисам операторов сотовой связи (например, IPTV или интерактивным многопользовательским играм).

Идея о том, что “беспроводной доступ в интернет должен быть обеспечен на всей территории высших учебных заведений 24 часа в сутки”, не нова – её обещал реализовать ещё бывший министр Минкомсвязи г-н Щёголев в 2011 году. Но – не случилось. Минкомсвязи и Минобрнауки так и не нашли времени, чтобы наладить взаимодействие с руководством ВУЗов для решения организационных и технических вопросов. Не помню я и о том, чтобы Департамент информационных технологий Москвы обеспечил точками Wi-Fi все обещанные 300 школ в городе. Кстати, нынешний министр г-н Никифоров к этому вопросу даже не возвращался в своих тезисах о развитии отрасли связи до 2018 года. А ведь реализовать тот проект можно куда как быстрее, чем проложить ВОЛС в тот же Норильск: и денег потребуется меньше, и пользы будет куда как больше.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: