Windows. Вирусы. Ноутбуки. Интернет. Office. Утилиты. Драйверы

Социальная роль. С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальной роли», которое предложил Дж. Мид в конце XIX – начале XX вв. Социальная роль (фр. - Role) - это набор норм, определяющих как должен вести себя человек данного социального положения, в данной социальной позиции; это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Для возникновения роли необходима целая система норм, регулирующих действия человека в качестве исполнителя той или иной роли. Если, например, для данной социальной категории предписаны лишь немногие нормы (например, пешеходы должны переходить дорогу в специально указанных местах), этот набор еще не расценивается как социальная роль.

Слайд 7 из презентации «Ролевая концепция личности» к урокам обществознания на тему «Человек и общество»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке обществознания, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Ролевая концепция личности.ppt» можно в zip-архиве размером 230 КБ.

Скачать презентацию

Человек и общество

«Социальные статусы и роли личности» - Приписываемый статус. Понятие «статус». Ральф Линтон. Социальный статус. Обязанности. Портрет. Личный статус. Ролевая идентификация. Статус. Виды статусов. Статусный портрет человека, или статусный набор. Статусный набор (портрет) человека. Специальность «Налоги и налогообложение». Ролевой набор. Положение человека, которое он занимает.

Начальник. Ролевой набор. Друг, знакомый. Совокупность действий, которые человек обязан выполнять. «Психодраматические» роли. Работник. Джекоб Леви Морено (1892-1974). Ученик. Сын (дочь), брат (сестра). План. Студент. Социальная оценка. Весь мир – театр. Социальные роли в юношеском возрасте. Гражданин общества.

«Учения об обществе и человеке» - Экзистенциализм. Новое время. Г.В.Ф.Гегель. Древний Китай. Человек. Адам Смит. Древняя Индия. Древняя Греция. Ценностный подход. Представители. Материалистическое понимание общества. Мифы. Средние века. Постмарксизм. Возрождение. Функции. Учения об обществе и человеке. Аристотель. Формы государственного правления.

«Человек в современном обществе» - Основные институты общества. Макроструктура общества = общество как система. Практика. Взаимосвязь. Мировоззрение, его виды и формы. Потребности и интересы. Человек и общество. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Познавательная деятельность. Понятие «общество» в узком смысле.

«Ролевая концепция личности» - Иерархия статусов. Рационализация ролей. Ролевое обучение. Ролевые конфликты. Социальная роль. Социальный статус и ролевой набор личности. Характеристики социальной роли. Социальная мобильность. Личность. Освоение новой роли. Внутригрупповые роли. Социальный статус. Ролевое поведение. Ролевая концепция.

Класс: 11-й класс, профильный уровень.

Название темы: Социальные статусы и роли.

Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 11-м классе профильный уровень по программе Л.Н.Боголюбова в течение 2 уроков в рамках тематического блока “Социальное развитие современного общества” и призвана дать понятия: социальный статус, виды статусов их классификация, социальные роли, ролевой набор, имидж, социализация.

Основные вопросы темы 1 урока:

  1. Что такое статус.
  2. Что такое социальный статус личности.
  3. Социальные роли.

Основные особенности использования цифровых образовательных Интернет-ресурсов и компьютерных программных средств: цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации о социальных статусах и ролях, а также для подготовки выступлений учащихся. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPоint для подготовки выступлений.

Технические средства: компьютер, принтер, проекционная аппаратура.

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: учитель использует Интернет и программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPoint для помощи ученикам в процессе самостоятельной работы и поиску информации.

Ожидаемые результаты обучения: Учащиеся познакомятся с основными позициями социального статуса, его видами, ролевым набором личности. Умеют находить, систематизировать, отбирать и применять найденную информацию при подготовке на уроке. Умеют готовить презентации по данной теме с использованием компьютерных программ. Умеют формировать и аргументировать мысль, излагать информацию, приводить примеры, задавать вопросы и отвечать на них.

Описание урока по теме: “социальные статусы и роли”

Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.

Задачи урока:

  • Образовательные: усвоить понятия “ социальный статус” и “ социальная роль”.
  • Воспитательные: формировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию, воспитывать толерантное отношение к людям.
  • Развивающие: развить познавательный интерес у учащихся к изучению данной темы при работе с Интернетом, электронными носителями, развивать умения интегрировать работу с компьютерной техникой и учебной литературой по данной теме.

Тип урока: веб-квест.

Оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, проектор, экран, принтер.

Перечень используемых цифровых ресурсов на уроке:

Слайд 2

Домашнее задание

  • § 4 читать, ответить на вопросы;
  • Устно ответить на вопросы;
  • Ответить на вопросы к тексту в тетради письменно.
  • Слайд 3

    План урока

    • Что такое социальный статус личности;
    • Социальные роли личности;
    • Социализация личности;
    • Кто учит нас «играть по правилам»?
    • Социальная адаптация.
  • Слайд 4

    Что такое социальный статус личности

    • Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека
    • В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно и использоваться в первой половине XIX в.
    • Полемизируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе
    • Это положение Вебер называл социальным статусом
    • В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория ролевых конфликтов помогают глубже осмысливать социальные процессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения
  • Слайд 5

    Социальный статус (от лат. status - положение, состояние) личности - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
    Реально любой человек занимает в обществе много позиций:

    • спортсмен
    • ученик
    • отличник
    • ребенок

    Поэтому социологи говорят о статусном наборе.

    Слайд 6

    При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека.

    Слайд 7

    Статусы, определяемые положением индивида в группе

    • Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами
    • Личный статус - положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами

    Статусы, приобретаемые или не приобретаемые

    • Предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности
    • Достигаемый статус - приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека
  • Слайд 8

  • Слайд 9

    • Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет
    • Престиж - оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами
    • Авторитет - степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов
  • Слайд 10

    Социальные роли личности

    • От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения
    • Оценивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как следует поступать, держаться, одеваться и т.п. человеку данного социального положения
    • Модель поведения, ориентированную на данный статус, принято называть социальной ролью
    • Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас достаточно много. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром)
    • Ролевой набор формирует набор социальных отношений
  • Слайд 11

    Выделяют следующие социальные роли

    • Психосоматические (гр. soma - тело) - поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека
    • Психодраматические - поведение личности зависит от требований социального окружения
    • Социальные - личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории
  • Слайд 12

    Социальные роли личности

    • Роли определяются ожиданиями людей
    • Например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обязан добросовестно осуществлять порученную ему работу
    • Таким образом, социальная роль - это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса.
    • Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией
    • От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли
  • Слайд 13

    • В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей
    • Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений
  • Посмотреть все слайды

    Социальная роль и социальный статус человекаМатериалы для подготовки к ЕГЭ
    Учитель: Джебко Г.П.
    МОУ «Сахаптинская средняя общеобразовательная школа»
    Назаровский район, Красноярский край

    План темы «Социальная роль»
    1. Понятие «социальная роль».
    2. Структура социальной роли.
    3. Основные роли человека в обществе (ролевой набор).
    4. Ролевое ожидание и ролевое исполнение.
    5. Ролевое единство и ролевой кофликт.
    6. Социальные санкции и их значение в общественной жизни.

    Социальная роль – это то, что ожидается
    в данном обществе от всякого человека,
    занимающего определенное место
    в социальной системе (ожидаемое поведение).
    Структура
    социальной роли
    1) Описание типа поведения,
    соответствующего данной роли;
    2) Требования к поведению;
    3) Оценка выполнения предписанной роли;
    4) Санкции– социальные последствия того
    или иного действия (моральные, юридические,
    политические и др.)

    Весь мир – театр.
    В нем женщины, мужчины – все актеры.
    У них есть выходы, уходы.
    И каждый не одну играет роль.
    Семь действий в пьесе той.
    Младенец, школьник, юноша, любовник,
    солдат, судья, старик.
    Шекспир
    Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется
    ролевым набором
    К основным социальным ролям относят роли:
    труженика, собственника, потребителя, члена семьи

    Ролевое
    ожидание
    Ролевое
    исполнение
    если не соответствует
    ожиданиям
    РОЛЕВОЙ
    конфликт
    должны побуждать
    человека к
    определенному типу
    поведения
    санкции

    План темы «Социальный статус»
    1. Понятие «социальный статус».
    2. Статусный набор.
    3. Виды социального статуса:
    а) предписанный;
    б) достигаемый (приобретенный)
    3. Социальный и личный статус.
    4. Престиж и авторитет.

    Социальный статус – это положение человека в обществе,
    которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом,
    профессией, происхождением, уровнем доходов, семейным положением
    и т. д, предоставляющее определенные права и обязанности
    учащийся
    главный статус
    молодой
    человек
    брат
    внук
    Школьник
    член
    спортивной
    секции
    статусный набор

    Статус
    Предписанный
    Достигаемый
    пол
    профессия
    возраст
    национальность
    раса
    место работы
    образование
    семейное положение

    Социальный
    статус
    Положение, которое
    человек занимает
    в обществе как
    представитель
    большой социальной
    группы
    Престиж
    (признание обществом
    позиций,
    занимаемых группами или
    людьми в обществе).
    Личный
    статус
    Положение человека
    в малой социальной
    группе, его оценка
    в соответствии
    с личными
    качествами
    Авторитет
    (признание обществом
    личных и деловых качеств
    человека)

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ КАК ИНСТРУМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. ТЕОРИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

    Cлайд 3

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ, РОЛЕВОЙ НАБОР, РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ. ТЕРМИНЫ: АВТОРИТЕТ, ПРЕСТИЖ, МАНИПУЛЯЦИЯ.

    Cлайд 4

    Индивид – индивидуальность – личность Индивид – каждый отдельный человек Индивидуальность – неповторимость каждого человека Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)

    Cлайд 5

    Структура психики личности По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939) Я ОНО Сверх-Я сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека либидо мортидо

    Cлайд 6

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ. ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ, ЗАНИМАЕМОГО С ВОЗРАСТОМ, ПОЛОМ, СОЦИАЛЬНЫМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ И ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ. УЧАЩИЙСЯ СЫН, БРАТ. МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК СПОРТСМЕН ОДНА ИЗ ПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО СОЦИАЛЬНО- ГЛАВНЫЙ СТАТУС

    Cлайд 7

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ СТАТУСЫ ОТ РОЖДЕНИЯ- ПРЕДПИС АННЫЕ ПОЛ, РАСА, ВОЗРАСТ СТАТУСЫ НОВЫЕ ДОСТИГАЕМЫЕ, СТАТУСЫ МОГУТ ВСТУПАТЬ В ПРОТИВОРЕЧИЕ- ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ- РАБОТА- НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА. ВАЖНЫ СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ- БЛАГОПРИЯТНЫЕ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ

    Cлайд 8

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ ПРЕСТИЖ- ОЦЕНКА ОБЩЕСТВОМ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПОЗИЦИЙ ЗАНИМАЕМЫХ ЛЮДЬМИ АВТОРИТЕТ СТЕПЕНЬ ПРИЗНАНИЯ ГРУППОЙ ИЛИ ОБЩЕСТВОМ ЛИЧНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.

    Cлайд 9

    СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ. ОТ ЧЕЛОВЕКА ЗАНИМАЮЩЕГО ОПРЕДЕЛЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖДУТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ОЖИДАНИЕ, ПРЕДПИСАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СТАТУСУ ПОВЕДЕНИЯ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ ТРЕБОВАНИЕ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТРУДНОСОВМЕСТИМЫХ РОЛЕЙ СОВОКУПНОСТЬ РОЛЕЙ- РОЛЕВОЙ НАБОР РОЛЕВОЙ НАБОР ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МНОГИМИ ФАКТОРАМИ ОДИН ИЗ НИХ- ВОЗРАСТ

    Cлайд 10

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОВЛАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НАБОРОМ РОЛЕЙ СВЯЗАНО С УСВОЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ОБРАЗЦЕВ ПОВЕДЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И НОРМ, ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТСТВО- С 1Г ДО 8. ПОДРАЖАНИЕ ВЗРОСЛЫМ. 1 ЭТАП 8- 9 ЛЕТ ИГРА ПО ПРАВИЛАМ. ПОСТИЖЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ, ДУХ. ЦЕННОСТЕЙ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВСЮ ЖИЗНЬ- УСВОЕНИЕ НОВЫХ РОЛЕЙ.

    Cлайд 11

    КТО УЧИТ НАС « ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ» СЕМЬЯ СВЕРСТНИКИ ШКОЛА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВМЕСТЕ С ТЕМ НАДО ПРИЗНАТЬ ЧТО, СМИ МОГУТ СЛУЖИТЬ СРЕДСТВОМ МАНИПУЛЯЦИИ, ТО ЕСТЬ НЕЯВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

    Cлайд 12

    СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. ОДНОЙ ИЗ СТОРОН СОЦИАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ- ПРИСПОСОБЛЕНИЕ- ЭТО ПРОЦЕСС ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ. УСВАИВАЮТСЯ УСТОЙЧИВЫЕ СВОЙСТВА НОВОЙ СРЕДЫ. ПРИНИМАЮТСЯ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ. ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ- УСВОЕНИЕ СОЦ. РОЛЕЙ, ВЫСОКИЙ СОЦ. СТАТУС.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ: