Windows. Вирусы. Ноутбуки. Интернет. Office. Утилиты. Драйверы

П. ЛЮБИМОВ, г. Бобруйск Могилевской обл.
Радио, 2002 год, № 1

После установки процессора TDA3810, например, в АУ-ресивер с декодером Dolby Surround Pro Logic и многоканальной AC, монофоническое звуковое сопровождение ТВ приобретает заметную "глубину". Этот эффект возникает из-за наличия в декодере для тылового сигнала временной задержки на несколько десятков миллисекунд, отсутствующей в обычном стереопроцессоре. Автор рассказывает об установке процессора в аудиосистему Technics SC-CH60, используемую совместно с телевизором и видеомагнитофоном.

В статье описывалось устройство на базе звукового процессора TDA3810, позволяющее получить псевдостереофоническое звучание при монофоническом сигнале ТВ вещания. Этот режим работы микросхемы предоставляет дополнительные возможности при его использовании и в более сложной аудиосистеме.

Суть предложения заключается в установке микросхемы TDA3810 в мини-систему, ресивер или усилитель, способные воспроизводить стереофонограммы через декодер DSPL (Dolby Surround Pro Logic) с многоканальным усилителем и комплектом АС. Несмотря на то что псевдостереофонический сигнал весьма далек от формата DSPL , введение TDA3810 в такой тракт создает достаточно эффектную пространственную картину звучания.

Схема процессора приведена на рис. 1.

Она отличается от типовой, приведенной в , отсутствием элементов для обеспечения режима "Расширенное стерео" (в этом устройстве такой режим не используется), а также светодиодов индикации. Вывод 12 микросхемы DA1 подключен к общему проводу, что соответствует режиму "Псевдостерео".

Эскиз печатной платы процессора и расположение элементов на ней показаны на рис. 2. В устройстве применены резисторы МЛТ-0,125, конденсаторы С10 - С13 - К50-35, остальные - КМ-4, КМ-5.

Плату процессора устанавливают в блок "Stereo Sound Processor SH-EH60" мини-системы. Все подключения процессора производятся к плате коммутации, расположенной в задней части корпуса. Вход U ynp оставляют свободным. Питание процессора осуществляется от источника напряжения +13 В блока питания аппаратуры. Подключение входов левого и правого каналов производится к штатным разъемам "VCR INLUR". Для этого предварительно нужно выпаять выводы элементов С706, R710 и С705, R709 (обозначения на плате мини-системы) из точек подключения к разъемам. В освободившиеся отверстия впаивают провода входов левого и правого каналов процессора. Выпаянные выводы соединяют: С706 - с R710, а С705 - с R709. К точкам соединения припаивают провода выходов процессора правого и левого каналов соответственно. Расположение отверстий для подключения на плате коммутации изображено на рис. 3. Далее плату закрепляют винтом-саморезом на стойке в правой части корпуса (рис. 3).

Таким образом, после проведенных работ вход VCR теперь предназначен для подключения источников с монофоническим трактом (сигнал подается на левый и правый каналы) - телевизора, видеомагнитофона и пр. Стереофонические сигналы можно подавать на входы VDP и ЕХТ минисистемы.

Если требуется подключение источника, работающего как в моно-, так и в стереофоническом режиме, например, Hi-Fi видеомагнитофона, то процессор нужно дополнить двухпозиционным переключателем, который устанавливают на заднюю стенку корпуса блока SB-EH60. В режиме "Стерео" переключатель должен замыкать вход Uупр на общий провод, в режиме "Псевдостерео" - оставлять этот вход свободным. Переключатель также необходим, если процессор устанавливается в аппарат, который имеет только один вход.

При прослушивании была отмечена отличная работа процессора в составе мини-системы Technics SC-CH60. Особенно впечатляет звучание в режиме DSPL. Если на монофонический сигнал декодер не реагирует, то при включении процессора все громкоговорители АС создают ощутимое пространственное распределение звука.

По приведенной методике несложно оснастить процессором TDA3810 и другой музыкальный центр, ресивер, усилитель с декодером DSPL.

ЛИТЕРАТУРА
1. Брылов В. Стереозвук в ЗУСЦТ. - Радио, 2001, № 2, с. 9 - 11, 14; № 3, с. 10 - 12.
2. Соколова Н. Звукотехника "домашнего театра". - Радио, 1997, №5, с. 17 - 19.
3. Процессор пространственного звучания TDA3810. - Радио, 2001, № 2, с. 49 - 51.

Что собой представляют новые перспективные разработки в области объемного звука?

Даешь новый звук к Рождеству

Давно канули в лету эпохи утверждения стандартов «на века». И если путь стерео в кино занял более полувека - прежде, чем господин Долби взялся за тотальный перевод театров на многоканальную схему, подобное стало лишь прощанием с медленным течением времени. Прогресс и ускорение ритма жизни, а также новые приемы по стимулированию рынка привели к поистине компьютерной гонке в сфере домашних кинотеатров, что вылилось в бурную (и почти ежегодную) смену звуковых форматов для домашнего пользования. Еще не отгремели страсти по доукомплектации хоум-синема двумя дополнительными тыловыми центральными каналами (Dolby Digital EX, DTS ES Discrete/Matrix), еще не вышло должного количества DVD с поддержкой этих звуковых систем, как прошлый год ознаменовался дальнейшим расширением «модельного» ряда - в серию пошли аппараты с DTS 96/24 и Dolby Pro Logic II. Ниже мы постараемся расставить точки над «i» в данном вопросе, подробно рассказав, кому и зачем они могут пригодиться (заметим, что данный обзор не претендует на сравнение двух разных по сути и назначению стандартов, а лишь расшифровывает их положительные и отрицательные стороны).

Пятая реинкарнация DTS

С кинотеатрального внедрения детища Стивена Спилберга, DTS-звука для кино, прошло десять лет, а коллекция домашних форматов уже составила: оригинальный DTS 5.1 (с варьируемыми битрейтами 768-1500 кбс), DTS Neo:6 (раскладывающий двухканальные схемы в многоканальные), DTS ES 5.1 Matrix (с подмешанным в тылы сигналом тылового центра) и DTS 6.1 Discrete (с выделенным тыловым центром). И хотя последний, при принятом битрейте даже в 768 кбс обеспечивал лучшее из доступного качество звука дома, студия пошла дальше, утвердив DTS 96/24 - шестиканальный стандарт с параметрами от DVD-audio дисков - выборка 96 кГц, разрядность 24 бит, что стоит куда выше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах.

Главными преимуществами DTS 96/24 фирма называет:

  • сохранение исходной разрядности студийного звука - 20-ти и 24-хбитные мастеры теперь доходят до зрителя без потери данных, как и в случае с DVD-audio;
  • превосходство перед обычным CD-звуком (линейный PCM с параметрами 16 бит 44,1 кГц) - данное утверждение спорно, поскольку DTS использует сжатие данных, а PCM управляет оригинальным потоком с битрейтом свыше 3,000 кбс на два канала: при сохранении таких характеристик, многоканальный звук не уместится даже на нескольких DVD-дисках;
  • превосходство перед всеми театральными стандартами (18-20 бит, 48 кГц);
  • равные с DVD-audio характеристики без требования покупки нового совместимого плеера - опять же, достаточно спорное утверждение, поскольку битрейт у DVD-audio выше;
  • полная совместимость с любым источником, имеющим старое DTS-лого;
  • простой цифровой выход через коаксиальный и/или оптический интерфейсы.

И, хотя требования по декодированию включают лого DTS 96/24, то есть возможность процессора распознать новый стандарт, конверсия до обычного DTS возможна на большинстве DTS-совместимых устройств, а те из них, которые имеют 96/24 цифро-аналоговые преобразователи во всех каналах, могут, в большинстве случаев, корректно воспроизвести новый звук. Эта возможность не афишируется, но легко проверяется на практике.

Прием формата в США был не самым радушным, но в последнее время вышло определенное количество наименований музыки разных жанров (много релизов появилось в апреле 2003 г.):

Queen: Greatest Video Hits 1
Queen: The Game
Queen: A Night at the Opera
Rythmedia Tribe
Gorsby/Nash: Another Stoney Evening
Sheila Nicholls: Wake
Megadeth: Peace Sells...But Who"s Buying?
Brazilian Jazz
Brazilian Bossa
The Fabulcus Thunderbirds: This Night in L.A.
Frank Zappa: Halloween

Большая часть из них - совмещенные DVD-A релизы, содержащие 5.1 MLP треки DVD-audio, DTS 96/24 для обычных кинотеатральных систем и 2.0 РСМ для поклонников обычного стерео.

До сих пор выпущен только один фильм в данном формате - это «Tomb Raider» второго региона, сделанный в Италии - звуковая дорожка в DTS 96/24 там только в итальянском дубляже.

Такой подход совершенно неоправдан для пользователя - проигрыватели DVD-A сегодня начинаются по цене от $200 - а звук даже 5.1 96/24 в DVD-A формате без вопросов лучше, чем сжатый DTS той же разрядности. Бедный же список выпущенных наименований и их музыкальная направленность делает DTS 96/24 уделом маньяков узкоспециализированного звука - преимущества такого подхода в театре могли бы серьезно озаботить поклонников «самого лучшего», но, вероятно, камнем преткновения стали возможности студий, ведь переделка оригинальных мастеров - дело трудоемкое и неблагодарное, поэтому звукорежиссеры обычно ограничиваются лишь «быстрой» адаптацией стандартных DTS/DD кино-вариантов для домашнего использования. Довольно «нетрадиционен» и подход DTS Entertainment, специализирующейся на таких релизах - зачастую, все внимание уделяется DTS-мастерингу музыки, а секция DVD-A намеренно ухудшается: разница между ними, в итоге, нивелируется, но стоит поставить качественно записанный диск DVD-A, и все становится на свои места (но об этом чуть ниже).

Последней приятной новостью о формате стала поддержка его на ряде цифровых радиостанций - их вещание в DTS 96/24 кажется весьма выигрышным ходом в продвижении на рынок.

Dolby Pro Logic II или свержение Logic 7 с пьедестала лидера

В отличие от очередного изобретения велосипеда в DTS, здоровый консерватизм Dolby не позволил городить новые дискретные стандарты - и в ход пошла тяжелая артиллерия в виде «апгрейда» Pro Logic до версии 2.0. Обещания были заманчивыми - полный перевод стереозвука в 5.1-схему с качеством (внимание!), сравнимым с Dolby Digital 5.1. При условии наличия массы старых записей на видеокассетах, LD (их одних было выпущено более 50,000 наименований), сотен DVD с DD2.0 звуком (аниме, классика, сериалы), а также страстного желания отдельных киноманов воспроизводить CD через все свои колонки, данное решение могло действительно потрясти рынок.

В начале были представлены две вариации - Dolby Pro Logic II Movie для кинопрограмм и Dolby Pro Logic II Music для музыки, затем появились Car-адаптации, а недавно была представлена Virtual Speaker-технология, позволяющая создавать объемное поле всего с двумя колонками. Dolby Headphone также базируется на этом принципе. Есть еще и по-умолчанию включаемая в процессоры Matrix-система, работающая на моно-материале. Заметим, что до выхода Pro Logic II (и DTS Neo: 6, который, впрочем, получился весьма посредственным) пальма первенства в собственных форматах разложения 2.0 в 5.1-схемы принадлежала Logic 7 от Harman, наиболее успешно внедренная в процессорах Lexicon. Однако высочайшая цена на подобные устройства, а также в общем-то не самый совершенный алгоритм не делали чести подобному - аппараты же с Pro Logic II сегодня доступны в продаже по цене от $300.

При работе на кинематографическом материале по особым алгоритмам Dolby 2.0 звук ракладывается в многоканальную 5.1-схему с полноценным задействованием всех колонок, и, как утверждается, достаточно близко стоящем по качеству в DD5.1. При выборе музыки можно нивелировать самый главный дефект прошлого Pro Logic’a - завышенный уровень центрального канала. С помощью параметра Center Width этот показатель калибруется до полного соответствия с фронтальными колонками. Еще две функции - Panorama (регулировка перспективы) и Dimension (баланс) позволяют довольно точно отстроить перевод стереомузыки в объемную сцену. В этом случае Pro Logic шагнул сильно вперед по сравнению с аналогичным по содержанию DTS Neo:6, в котором пагубное влияние центрального канала на музыке еще сильно чувствуется.

Довольно приятно, что никаких требований к источнику и записанному на нем звуку формат не выдвигает, но официальная поддержка флага Pro Logic II (например, на играх для Nintendo Game Cube) может означать оптимизацию и лучшее качество. На сегодня подавляющее большинство выпускаемых ресиверов и процессоров поддерживают Dolby Pro Logic II.

Послушаем…

Сравнение проводилось с использованием следующей системы: ресивер Denon A1SR, акустика B&W CDM, плеер - Pioneer 757Ai.

В качестве материала DTS 96/24 использовались записи Queen: The Game, Queen: A Night at the Opera, а Pro Logic II тестировался на различном CD-материале (от Stray Cats, Metallica до Вагнера и Бетховена) и 2.0 DVD-дисках («Человек, которого не было» R5, Escaflowne Series 1-4 R1 и т. п.).

Мы не могли протестировать DTS 96/24 в кино-варианте, так как даже при наличии нужной версии Tomb Raider, вряд ли можно считать дублированный трек за полноценное звучание - поэтому дождемся появления DVD R1 с кинематографическим материалом в этом формате. Из представленной же музыки DTS 96/24 продемонстрировал неплохие задатки по части объемности и детальности, резко превзойдя обычные DTS-музыкалки. Однако даже не слишком качественный мастер в DVD-A звучал на этих дисках чуть лучше, не говоря уже о новых DVD-A дисках. Треки Queen отличались слышимой компрессией звука - увы, преодолеть недостатки сжатия физически можно только радикальным увеличением битрейта. Но и в таком виде был явно заметен потенциал формата для домашнего кино - вот где была бы почва для построения нового «SuperBit’а 96» или подобных наименований - безукоризненная детальность и мертвая хватка локализации - именно то, чего не хватает слегка расслабленным современным форматам для дома в сравнении с театральным SDDS, например.

Что касается Dolby Pro Logic II, то в музыкальном режиме на обычных CD он показал богатые таланты по превращению стерео в многоканальную схему, тонко и детально выстраивая звуковую панораму - иногда чуть более осторожно, чем хотелось бы, но весьма натурально и впечатляюще: это именно то, чего хотели фанаты Logic 7, только в более грамотном исполнении. Естественно, данный вариант совсем не для пуристов, так как тембральные окраски звука смещаются, а стереопанорама иногда становится нестабильной, но это все равно значительный шаг вперед по сравнению с ранее предложенными алгоритмами иных студий. В своем подавляющем большинстве обладатели многоканальных систем предпочтут Pro Logic II для «надстойки» над обычным компактом. С кинотеатральной стороны, данный формат также впечатляет даже видавших виды, чуть не дотягивая до DD5.1, но здорово оформляя спэцффектную составляющую во всех каналах - единственным нареканием становится слегка гулковатый центральный канал: создавая нужный объем, он, зачастую, приглушает диалоги. Впрочем, это можно легко поправить настройкой баланса системы.

Плюсы и минусы

Формат Достоинства Недостатки
DTS 96/24 - высокий потенциал для кинозвука
- хорошее качество музыкального материала, сравнимое (но не равное) некоторым дискам DVD-A
- возможность воспроизведения на несертифицированном DTS-декодере
- малое количество наименований, практически полное отсутствие фильмов в формате
- музыкальный потенциал не дотягивает до лучших образцов дисков DVD-A
- поддержка не всеми современными ресиверами
Dolby Pro Logic II - идеальное поканальное разложение 2.0 звука в 5.1 - как на кино, так и на музыке
- возможность использования на любом 2.0 и 1.0 материале
- широчайшая поддержка производителями «железа»
- качественный DD/DTS 5.1 мастеринг, все равно, лучше
- гулкость центрального канала в театральном режиме

Резюме

Вряд ли DTS 96/24 светит радужное будущее, но свое место под солнцем в комплексах хай-енд, он, конечно, отвоюет. Другое дело Pro Logic II - покупая новый ресивер, вы обречены иметь такую возможность, а послушав старые кассеты с этой «фичей» обречены ее использовать и дальше - штука, действительно, ядерная. В очередной раз Dolby продемонстрировала свой массовый подход, а DTS - камерный. Что ж, каждому свое.

2 ответа

ТЛ: др; это возможно возможно; это может быть проще, если вы программист.

Поскольку закодированная информация представляет собой просто стереопарационную пару, нет гарантированного способа обнаружения сигнала Dolby Pro Logic II (DPL2), если вы специально не храните свои собственные метаданные, говорящие "это файл DPL2". Но вы, вероятно, можете сделать довольно хорошее предположение.

Все старые аналоговые форматы Dolby Surround, включая DPL2, сохраняют информацию объемного звучания в двух каналах, инвертируя фазу объемного звучания или окружающего звучания, а затем смешивая их с исходными левым и правым каналами. Декодеры Dolby Surround, включая DPL2, пытаются восстановить эту информацию, инвертируя фазу одного из двух каналов, а затем ищут сходства в этих парах сигналов. Это либо выполняется тривиально, как в Dolby Surround, либо эти сходства искусственно смещены, чтобы продвигаться намного дальше влево или вправо, или влево или вправо, как в DPL2.

Итак, трюк заключается в том, чтобы определить, хранятся ли важные данные в канале (каналах) объемного звучания. Я нарисую для вас метод, который может работать, и я попытаюсь выразить его без написания кода, но вам решать, как реализовать его и по своему вкусу.

  • Обрезать первые N секунд или около того содержимого программы в стереофайл, где N составляет от одного до тридцати. Вызов этого файла.
  • Смешайте входные стереоканалы с новым монофоническим файлом со скоростью -3 дБ на канал. Вызовите этот файл Center.
  • Разделить левый и правый каналы ввода в отдельные файлы. Назовите эти левые и правые.
  • Инвертировать правый канал. Вызовите этот файл RightInvert.
  • Смешайте каналы Left и RightInvert с новым монофоническим файлом со скоростью -3 дБ на канал. Вызовите этот файл Surround.
  • Определите RMS и пик дБ файла Surround.
  • Если RMS или пиковая БД файла Surround ниже "допуска", остановите; исходный файл либо монофонический, либо централизованный, и, следовательно, не содержит информации объемного звучания. Вам нужно поэкспериментировать с несколькими источниками DPL2 и без DPL2, чтобы узнать, что такое допуски, но после дюжины или около того файлов цифры должны стать ясными. Я предполагаю около -30 дБ или около того.
  • Инвертируйте файл Center в новый файл. Вызовите этот файл CenterInvert.
  • Смешайте файл CenterInvert в файл Surround с 0 дБ (как CenterInvert, так и Surround должны быть моно). Вызовите этот новый файл SurroundInvert.
  • Определите RMS и пик dB файла SurroundInvert.
  • Если RMS и/или пик dB SurroundInvert ниже "допуск", остановка; ваш исходный источник содержит загоранную левую или правую переднюю информацию, а не информацию об окружающем пространстве. Вам нужно будет поэкспериментировать с несколькими источниками DPL2 и не DPL2, чтобы узнать, что такое допуски, но после дюжины или около того файлов цифры должны стать ясными - я предполагаю около -35 дБ или около того.
  • Если вы дошли до этого, ваш исходный вход, вероятно, содержит информацию об окружающем пространстве и, следовательно, вероятно, является членом семейства кодировок Dolby Surround.

Я написал этот алгоритм таким образом, что вы можете выполнить каждый из этих шагов с помощью специальной команды в . Если вы хотите быть более любезным, вместо выполнения шага RMS/пикового значения в sox, вы можете запустить программу и проверить свои уровни в LUFS против допусков. Если вы хотите быть еще более привлекательным, создав файлы Surround и Center, вы можете отфильтровать все частоты выше 7 кГц и сделать акцент на них, как и реальный декодер DPL2.

Чтобы этот алгоритм был прост, я набросал его полностью в области амплитуды. Расчет файла SurroundLevel, вероятно, будет намного более точно выполненным в частотной области, если вы знаете, как вычислить величину и угол бит FFT, и вы используете окна от 30 до 100 мс. Но эта версия cheapo выше должна вас начать.

Последнее предостережение. AAC - это современный психоакустический кодек, что означает, что ему нравится играть в игры со стереофазированием и визуализацией для достижения сжатия. Поэтому я считаю вероятным, что простой акт инкапсуляции DPL2 в поток AAC, скорее всего, вложит некоторые из изображений, присутствующих в DPL2. Чтобы быть откровенным, ни DPL2, ни AAC не принадлежат нигде в этом конвейере. Если вы должны сохранить аналоговый поток, первоначально закодированный с помощью DPL2, сделайте это в формате без потерь, таком как WAV или FLAC, а не AAC.

На момент написания этой статьи операционные концепции Dolby Pro Logic (I) были . Эти базовые концепции по-прежнему применяются к DPL2; операционные концепции для DPL2 .

Если файл имеет более одного канала, вы можете с некоторой уверенностью предположить, что они используются для целей объемного звучания, хотя они могут быть просто несколькими дорожками. В этом случае он падает на игровую систему, чтобы делать с каналами, поскольку она "думает" лучше всего. (если заголовок файла не говорит, что делать)

Но ваш файл является стерео. Если вы хотите узнать, является ли это виртуальным файлом объемного звучания, вы можете посмотреть в заголовке поля кодера, чтобы узнать, какой кодер был использован. Это может несколько помочь, хотя и не очень. В основном поле кодера остается пустым, а во-вторых, что кодер не должен быть таким же, как рекодер, который смешивает данные объемного звучания. То есть рекодер сначала создаст необработанные данные PCM, а затем подаст его на некоторый кодер для создания сжатого файла. (AAC или что-то еще) Кроме того, существует множество приложений и версий, которые могут меняться, поэтому поле кодера может отслеживать все, что было бы неприятно.

Однако вы можете с уверенностью более чем на 60% вывести, что-то виртуальное окружение или нет, изучая данные. Это будет усовершенствованный DSP, и для скорости может быть задействовано даже машинное обучение. Вам нужно будет выяснить, содержат ли стереосигналы определенные функции HRTF (функция передачи, связанная с головкой). Это может быть достигнуто путем изучения различий интенсивности и задержек между тем же звуком, появляющимся во временной области и гармоническими характеристиками (характерные изменения частоты) в частотной области. Вам нужно будет сделать то и другое, потому что один без другого может просто сказать вам, что что-то очень хорошая стереозапись, а не виртуальное окружение. Я не знаю, есть ли какие-либо функции HRTF, которые уже были сопоставлены, или вам нужно будет сделать это самостоятельно.

Это очень сложное решение, требующее много времени, чтобы сделать правильно. Также производительность будет проблематичной.

С помощью этого метода вы также можете отключить стерео микширование до почти оригинальных каналов объемного звучания. Но для преобразования стерео в окружающее пространство используются другие методы, и они звучат хорошо.

Если вы настроены выполнить такое обнаружение, посвятите полгода или более тяжелой работы, если нет функций HRTF, несколько недель, если они есть, приготовьтесь к большому стрессу, и я желаю вам удачи. Я сделал что-то подобное. Это убийца.

Если вы хотите использовать готовое решение, тогда ответ на ваш вопрос не будет, если только заголовок не предоставит вам поле энкодера, а кодировщик отличается и, как известно, используется только для преобразования объемного звука в стерео. Я не думаю, что кто-то сделал это из фактических данных, как я описал, или если они это сделали, это часть коммерческого продукта. Выполнение того, что вам нужно, обычно не требуется, но это можно сделать.

Ow, BTW, попробуйте инверсию HRTF в googling, это может дать некоторую помощь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: