Цель Концепции – определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу.
Разработана в 1999 гг. по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи.
Одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32
В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.
К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:
Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце ХХ века скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема “отцов и детей”. Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям.
Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.
Все вышесказанное определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создание социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления "точек" и методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.
Представляется, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.
В России за последние 7-10 лет сформировались такие факторы социально-экономического, научно-технического и культурного развития, которые можно рассматривать как предпосылки перехода к информационному обществу. К таким предпосылкам следует отнести:
1.1. Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами.
Уже сегодня объем продаж в России только средств вычислительной техники и информатики (в основном ПЭВМ и периферии) достигает величины более одного миллиона штук в год и оценивается, примерно, в 1,5 млрд. долларов. Как показывает мировой опыт стоимость продаж программного продукта, обычно равна или несколько больше затрат на технику, а затраты на персональные средства связи, аудио и видеоаппаратуру обычно соизмеримы с затратами на средства вычислительной техники. Эти минимальные приближенные оценки суммарно составляют 4,5 млрд. долларов, что составит порядка 5% ВВП России в 1997г. Эта величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость и характеризует рост использования ресурса “информация”.
1.2. Можно говорить о том, что в России сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5-7,5 млрд. долл./год.
1.3. В целом в стране , несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации . Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи.
1.4. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления.
1.5. В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный резонанс Концепции государственной информационной политики, которая может рассматриваться как политика обеспечения начального этапа перехода России к информационному обществу.
1.6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т.д.
1.7. Сформирована и функционирует государственная структура , ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса обеспечение процессов перехода.
Целью настоящей Концепции является определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу.
3.1. Стратегической целью перехода к информационному обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.
3.2. В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса , как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания вокруг непреходящих гуманистических ценностей и национально-исторических традиций народов России, наконец, как инструмент укрепления федеративного государства и социально-экономического выравнивания уровня жизни в регионах страны.
3.3. Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития -формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.
3.4. Государство играет ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу за счет:
В условиях отсутствия у государства мощных финансовых рычагов, способных обеспечить процессы перехода к информационному обществу, основными средствами государственного регулирования и контроля за процессами перехода остаются законодательная и нормативно-правовая базы, регулирующие информационные отношения в обществе.
3.5. На начальном этапе создания социально-значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) государство берет на себя основные расходы , но в дальнейшем уходит с рынка, При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг и услуг связи.
3.6. Государство выступает катализатором происходящих перемен в интересах развития общества и личности. С этой целью оно:
3.7. Государство обеспечивает доступ к общественной информации. Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. Основная, первичная информация предоставляется населению бесплатно. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, включающая стоимость подготовки и передачи информации и небольшую прибыль. При определении стоимости услуг по передаче информации принимается в расчет характер ее использования потребителем.
3.8. Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового информационного сообщества. Должно быть обеспечено активное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации. Необходимо сотрудничество с международными организациями, прежде всего с Советом Европы, при формировании рынков аудиовизуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций.
3.9. Нельзя не отвечать на новые вызовы международной, национальной, общественной и личной безопасности, порождаемые движением к информационному обществу. Речь идет о подготовке и принятии широкомасштабных международно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение информационных технологий в качестве оружия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями, о действенных мерах защиты информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной собственности и авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям. Должны быть рассмотрены возможности контроля за распространением по Интернету непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и прочих материалов, оказывающих негативное воздействие на физическое, психическое и моральной здоровье людей.
3.10. Реализация процесса перехода к информационному обществу должна учитывать накопленный отечественный и зарубежный опыт программно-целевых методов организации работ. Стратегия перехода, как и возможные программы ее реализации должны иметь интегрирующий характер, объединять различные ведомственные и коммерческих проекты. Стратегия должна иметь надведомственный общегосударственный статус , обеспечивающий возможность координации усилий всех участников процесса перехода.
3.11. Необходимо смещение центра тяжести процессов перехода из столицы на периферию, широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к информационному обществу.
3.12. Стратегия перехода к информационному обществу требует широкой психологической и пропагандистской поддержки в общественном мнении . Ее основные положения и программные мероприятия должны быть понятны населению, социальная направленность перехода должна быть разъяснена, необходимость движения к информационному обществу должна быть обоснована и доведена через СМИ до граждан страны.
3.13. Основные направления процесса перехода связаны с созданием развитой информационной среды общества, рассматриваемой как совокупность технико-технологических, социально-политических, экономических и социально-культурных компонентов, факторов и условий, при которых информация и знания становятся реальным и эффективным ресурсом социально-экономического и духовного развития России.
Для формирования развитой информационной среды общества должны рассматриваться решения, связанные с:
3.14. Переход к информационному обществу - это длительный процесс последовательного приближения к некоторому среднемировому уровню , которое может быть оценено изменением (приращением) системы индикаторов на макро- и микроуровнях, характеризующих динамику развития тех или иных составляющих информационной среды.
Российский путь к информационному обществу определяется, как и для других государств, ее сегодняшними политическими, социально-экономическим и социально-культурными особенностями.
К таким особенностям следует отнести:
4.2. Рассмотренные выше политические и социально-экономические условия , в которых еще порядка 10-15 лет будет происходить переход России к информационному обществу, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран и, следовательно, требуют определения пути, свойственного только России , однако учитывающего накопленный мировой опыт. Этот опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями.
4.3. В США, ЕС, Японии:
Однако:
4.4. Переход к информационному обществу любой страны - это процесс, требующий больших материальных затрат на формирование и развитие информационной среды, развитие индустрии информационных услуг и “доведение” их до каждого члена общества. Сегодня, например, США вложили и продолжают вкладывать в развитие этой индустрии до 10% своего ВВП, но и получают за счет этого более 25% своего ВВП. Примерно такие же объемы характерны и для других развитых стран. Россия едва ли может быть исключением.
4.5. Из сказанного вытекает, что возможны два варианта перехода России к информационному обществу.
Первый вариант - повторение того пути, который уже пройден или проходится другими странами, в основном, европейскими. Он требует значительных капиталовложений, достаточно короткий по времени (не более 7-10 лет до выхода на среднеевропейский уровень информатизации при условии 2-3% темпа экономического роста). Скорость движения по такому варианту будет обеспечиваться выделенными средствами (не менее 5-7% ВВП). Кроме того, этот путь будет требовать существенного изменения российского менталитета и переориентации общественного сознания на цели, приоритеты и направления развития, свойственные американскому или европейскому образу жизни.
Второй вариант - нахождение пути, ориентированного на чисто российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требующего в сегодняшних социально-экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь нетрадиционный, неапробированный . Однако он требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, поставившей перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.
4.6. Для реализации первого пути требуется получить основные объемы инвестиций из зарубежных источников или от отечественных коммерческих структур и населения. Оба варианта не реальны - сегодня и в обозримом будущем никто такие средства не даст, т.к. уверенности в их возврате у зарубежных кредиторов нет, да и “выращивать” за собственные деньги конкурента никто не будет. Получить средства от собственных коммерческих структур и населения в ближайшие годы не представляется возможным - для этого необходимы существенно более высокий уровень развития этих структур, заметное оживление рыночных преобразований и повышения качества жизни населения.
Следовательно, приемлем только второй путь.
4.7. Основой российского пути должны явиться:
4.8. Решение этих трех масштабных, исторических для России, задач будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития . Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности.
В итоге Россия может выступить как носитель специфической модели цивилизационного развития, во многом корректирующей западный эталон. Историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания, образование единого духовного пространства страны - таковы основные особенности выбираемого пути России к информационному обществу .
Движение по этому пути, особенно на первых этапах, требует широкой общественной поддержки , глубокого осознания целей перехода к информационному обществу и политических, экономических, социальных и культурных преимуществ, которые предоставляет населению жизнь в информационном мире. Для этой поддержки должны быть скоординированы усилия многих специалистов - гуманитариев по формированию облика гражданина информационного мира, модели его жизнедеятельности. Эта поддержка должна получить самое широкое пропагандистское обеспечение во всех печатных и электронных СМИ.
4.9. Информатизация системы общего образования , ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества - основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Ее всеобъемлющее решение потребует длительного времени, не менее 10-15 лет, в течение которых может быть разработана и реализована новая идеология непрерывного образования на всех уровнях - от детского сада до обучения и переподготовки взрослых - с разумным сочетанием государственных и негосударственных образовательных институтов. Необходимо учесть, что в России имеется серьезный задел в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в высшей школе, однако совершенно недостаточны работы по компьютеризации школ, особенно в небольших городах и на селе. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и работа в Интернете.
4.10. Формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, ориентированной на массового потребителя, является одной из основных задач развития информационной среды общества, обеспечивает заинтересованность населения в использовании информации как ресурса общественного и индивидуального развития, личное, в том числе финансовое участие в процессе перехода к информационному обществу.
Решение данной задачи позволит:
4.11. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием , отвечающим российским культурно-историческим традициям, является политической задачей, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально уменьшить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии, культурно-оккупационного характера Интернета. Должна быть оказана всесторонняя поддержка организация мощного русскоязычного сектора в Интернете. Все это создаст предпосылки для преодоления идеологического диктата и распространения политического и духовного влияния США через современные коммуникационные сети и системы.
5.1. Три указанные выше стратегические направления перехода должны быть ориентированы на формирование таких ценностных и поведенческих стереотипов поведения населения, которые отвечают, с одной стороны, культурно-историческим традициям народов России, а с другой - высоким требованиям цивилизационного развития в XXI веке. Движение по выбранному пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые типы социальных отношений, усилить интеллектуальный, творческий потенциал человека, приобщить его к мировым культурным ценностям. Это особенно важно для победы идеалов духовности и нравственности в информационном пространстве современной культуры, раздираемом конкурентной борьбой.
5.2. Благодаря глобализации аудиовизуальных средств массовой информации, компьютерных сетей, доступности информационных развлечений возникает глобальная мода, интенсивно формирующая новые модели и нормы поведения, особенно в среде молодежи. Важно преодолеть их навязывание и дать возможность небольшим сообществам или национальным образованиям развивать свою культуру, сохранять язык, формировать чувство духовного единства.
5.3. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые формы рабочих отношений как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда. Эти новые отношения (“сетевая” культура, телеработа и др.), несмотря на возрастание информационного давления на человека, помогают технологически и психологически решать главную задачу - повышение эффективности любых видов деятельности.
5.4. Применение информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования и в сфере индивидуального потребления информационных продуктов и услуг существенно повышает уровень общего и профессионального образования, должно помочь получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности. Дистанционное образование на основе современных информационных технологий является для многих стран, и для России тоже, единственным шансом подготовить людей для жизни и работы в информационном мире XXI века.
6.1. Основные направления реализации предлагаемого пути перехода, должны охватывать две главные составляющие информационной среды общества:
6.2. Оба эти направления следует рассматривать в качестве основных объектов государственной информационной политики обеспечения перехода к информационному обществу. Эти направления выбираются на основе определения приоритетов и временных горизонтов развития входящих в них элементов, учета тенденций их эволюции в развитых странах, оценки исходного уровня (существующего положения). Основное внимание следует уделять складывающимся в России к настоящему времени реальным экономическим, организационным и правовым предпосылкам и условиям движения к информационному обществу.
6.3. В технико-технологическое направление входят следующие компоненты:
6.4. В политическое, социально-экономическое и социально-культурное направление входят следующие компоненты:
6.5. Программные решения и мероприятия в обоих направлениях тесно взаимосвязаны. Совместная их реализация (политические и правовые меры, экономические и технологические решения) требует задания межведомственных комплексных программ, подпрограмм и проектов, а также коммерческих проектов, например, по обеспечению безопасности, развитию российской части Интернета, информационно-технологической поддержке системы образования, коммуникационных систем и сетей для населения и т.п.
Выделение второго направления в целостную компоненту представляется необходимым, так как реализация Концепции только за счет технико-технологических проектов при дополнении их отдельными организационно-правовыми и экономическими механизмами, как показывает весь предшествующий опыт выполнения программ информатизации, не приводит к успеху.
6.6. Оценка результатов движения к информационному обществу , достигнутых на отдельных этапах перехода к информационному обществу, строится на основе мониторинга развития информационной среды с помощью различных показателей. Некоторые из них носят оценочный характер, другие получают в процессе обработки статистических данных. Самые общие показатели соотносятся с параметрами социально-экономического развития (показатели ВВП на душу населения, доля затрат на образование в государственном бюджете, параметры совокупного платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги, размеры инвестиций в высокотехнологичные отрасли, процент занятых в сфере обработки информации и информационно-вычислительного обслуживания и т.п.). Другая группа показателей характеризует развитие непосредственно технологического базиса информационного общества и его отдельных составляющих. Например, могут использоваться динамика роста числа пользователей Интернета, количество ЭВМ на 1000 жителей, количество домашних компьютеров, количество русскоязычных сайтов в Интернете, емкость информационного рынка. Для этих же целей следует использовать традиционно собираемые статистические данные по количеству и типам баз данных, по количеству действующих библиотек, культурно-информационных и образовательных центров, оснащенных компьютерной техникой, количеству абонентов этих библиотек и центров, в том числе в отдаленных регионах, количеству и типам используемых каналов связи, количеству и типам телекоммуникационных сетей и подключенных к ним терминалов (в различных разрезах: в стране в целом, по регионам и областям, отраслям, организациям и предприятиям, формам собственности и т.п.). Положительная динамика этих индикаторов за год или несколько лет в среднем на 10-20% будет свидетельствовать о постоянном развитии технологического базиса информационной среды. Должны быть также оценены масштабы и глубина потребления информационных и коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в различных областях общественной жизни: в сфере труда и занятости, образовании, здравоохранении, социальной сфере, в организации быта и досуга и др. Вместе взятые эти показатели и индикаторы будут характеризовать последовательное продвижение страны по выбранному пути к информационному обществу.
7.1. Для всех трех основных направлений перехода к информационному обществу важным является решение следующих первоочередных задач государственной политики:
7.2. В области образования должны быть решены следующие задачи:
7.3. В области формирования и развития индустрии информационных и коммуникационных услуг , в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя должны быть решены следующие задачи:
7.4. В области обеспечения сферы информационных услуг духовным содержанием , отвечающим российским культурно-историческим традициям, должны решаться следующие задачи:
Характер и объем доступной обществу зарегистрированной информации – главная особенность дифференциации типов общества. Так, обладание письменными документами дает культуре письменности решающее преимущество. Способность современных обществ сортировать и хранить информацию в последнее время многократно возросла в результате важнейших технологических новшеств: печати, ауди- и видеозаписи, компьютеров. Центральное значение знания и информации в современных технологических обществах привело ученых к внедрению термина «информационное общество» для их описания.
Как сформулировано Д. Беллом в «Пришествии постиндустриального общества» (1974), США и многие европейские страны все более становятся информационными обществами, сосредоточенными на знании и производстве нового знания. Испанский исследователь М. Кастельс пишет: «В новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информационального развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности» .
Отличительным признаком информационного общества является структурная перестройка в материальном производстве, когда информация становится доминирующей сферой воспроизводства и наряду с информационными технологиями занимает ключевое место в экономике страны. Японский мыслитель Т. Сакайя считает, что «характерным признаком современного общества является не сам факт широкой распространенности знаний, а то, что они непосредственно воплощаются в обществе благ и таким образом экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаний и их взаимной оценки» .
Знание становится ключевым источником новшеств и основой социальной организации. Основанные на знаниях профессиональные группы и группы занятости все более преобладают в рамках классовых структур этих обществ. Появился новый тип управляющих, так называемые информационные менеджеры, обеспечивающие более эффективную работу получения, отбора и широкого распространения полезной информации. Отбор информации и ее управление становится такой же сферой деятельности, как управление людьми и денежными средствами.
В формировании информационного общества можно выделить два этапа. Первый из них начался в 1960-е годы, прежде всего в связи с широким распространением телевидения; второй – в 1990-е, когда с беспрецедентной быстротой стал развиваться Интернет. С появлением Интернета, обеспечивающего создание единой и доступной информационной базы, а также качественно новых коммуникативных возможностей, информационное общество обрело законченный вид.
Выявившиеся основные тенденции развития, которые в совокупности обозначаются как формирование информационного общества, уже заставили ведущие страны мира предпринять совместные усилия, чтобы максимально полно использовать те возможности, которые они несут с собой. Гуманистическая направленность этих усилий была однозначно зафиксирована в Хартии глобального информационного общества, подписанной лидерами стран «большой восьмерки» 22 июля 2000 г. на японском острове Окинава. «Все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества, — говорится в Хартии. – Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей» .
Подписав Окинавскую Хартию, Россия тем самым обозначила цель вхождения в глобальное информационное общество. Рассмотрим предпосылки становления информациионного общества в России и степень готовности россиян к жизни в новых условиях.
Как было установлено в ходе социологического исследования «Общественные предпосылки становления информационного общества в России», проведенного в 2003 г. Центром развития информационного общества, смысл понятия «информационное общество» для большей части россиян остается достаточно туманным, хотя многие респонденты демонстрировали довольно точное интуитивное его понимание.
С точки зрения пользователей компьютеров, основной характеристикой информационного общества является эффективное взаимодействие людей, всеобщий доступ к информационным ресурсам и свободный обмен ими. Для такого общества информация становится главной ценностью, что сопровождается изменением государственных приоритетов и общественного сознания. Другие респонденты употребляют более простое определение, полагая, что основной характеристикой информационного общества является использование информационно-коммуникативных технологий, в первую очередь Интернета .
Наличие/отсутствие навыков владения компьютером и пользования сетью Интернет, а также наличие/отсутствие желания осваивать информационно-коммуникационные технологии для их применения на работе и дома могут выступать в качестве индикаторов готовности россиян к жизни в информационном обществе. Навыками владения компьютером на сегодняшний день в той или иной степени обладает каждый третий россиянин (36%), еще каждый третий выражает желание их приобрести. Интернетом пользуются 15% россиян, мобильным телефоном 29% .
Нынешнее место России в глобальном информационном обществе оценивается весьма различно. Около четверти респондентов считают, что Россия уже включена в информационное общество. Чуть больше половины убеждены, что Россия только начала двигаться в этом направлении и в глобальное информационное общество включились большие города. А еще примерно четверть респондентов полагает, что Россия вообще пока не входит в глобальное информационное общество, так как не создала открытой информационной системы.
Однако при этом необходимость вхождения России в глобальное информационное общество признается всеми респондентами. По мнению профессионалов в области компьютерных технологий, этот процесс будет сопровождаться выходом страны на лидирующие позиции в мире. Безусловную пользу информационное общество принесет и гражданам России: открытость информационного пространства даст человеку неограниченные возможности выбора информации, быстрого и эффективного решения проблем, люди не будут замыкаться в рамках одного языка или одной культуры, станут более образованными. .
Действительно, в информационном обществе каждый человек обретает возможность самостоятельно ориентироваться в информационной среде. «Информация это власть, — подчеркивает Д.Белл. — Доступ к информации есть условие свободы» . Важно проанализировать нормативную основу гарантии этой новой степени свободы — права граждан на информацию. Остановимся на важнейших аспектах развития законодательства РФ в этой области, которые следует ориентировать на конституционную основу.
В российском законодательстве «под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» .
Конституция Российской Федерации официально признает право граждан на информацию и этим вводит законодательство России в систему международных норм, признающих это право естественным и политическим одновременно. Основной Закон закрепляет в ведении органов государственной власти Российской Федерации федеральную информацию и связь. Это создает конституционную основу для решения многих проблем информатизации, хотя не исчерпывает их.
Статьи Конституции РФ раскрывают содержание этого права. Пункт 4 ст. 29 гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» . Это важное положение, которое должно быть взято за основу законодательного обеспечения и гарантий права на информацию не только граждан, но и их ассоциаций различных направлений, и самого государства.
Конституция РФ из общей системы информации выделяет ту, которая непосредственно связана со сведениями о гражданах и как наиболее уязвимый массив информации ее охраняет. Эта информация дифференцирована Конституцией и представлена в ст. 23 в качестве личной, семейной тайны, в режиме тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение права на этот вид информационной тайны «допускается только на основании судебного решения» .
Статья 24 Конституции целиком посвящается режиму информации о частной жизни граждан. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (п. 1) .
Одновременно с закреплением права граждан на информацию Конституция обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 24.) . Ответственность на основе федерального закона за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, а также необходимость представлять достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 41, 42) затрагивают важный круг обязанностей соответствующих органов государственной власти по владению и использованию должным образом отдельных видов информации .
Ряд статей Конституции косвенным образом касается проблем права на информацию и гарантий его реализации. Затронуты и вопросы легитимности ограничения свободы Ограничение касается не только государственной собственности. Существенные признаки заложены в ст. 19. Ее прочтение позволяет сделать вывод о невозможности злоупотребления информацией о социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности граждан . А в ст. 55 заложен принцип ограничения права и свободы на информацию с учетом защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что значительно шире, нежели границы информации, отнесенной к государственной собственности .
Пункт «и» ст. 71 ориентирует в вопросах формирования и управления информационным ресурсом страны в целом. Здесь сказано об отнесении федеральной информации и связи к ведению Федерации . Вместе с тем никакой определенности относительно информации, которая возникает и циркулирует в системе совместного ведения Федерации и субъектов Федерации в Конституции не содержится. Возможно, в этом случае придется исходить из разделения собственности в пределах Федерации, а также между государственным и местным самоуправлением. Здесь будет реализоваться модель привязки информационных ресурсов, относящихся к определенным объектам собственности, к компетенции соответствующих субъектов.
Таким образом, Конституция РФ прямо или опосредованно касается таких важных тем в проблеме информатизации, как право на информацию, его гарантии, ограничения и создание условий для информационной безопасности, разграничения сфер ведения на важнейшие составные элементы информатизации: информацию и связь. Это далеко не полный перечень вопросов, необходимых для решения проблемы. Но и этого не мало для дальнейшего развития законодательства на конституционной основе в области, о которой идет речь.
Вопрос вхождения России в глобальное информационное общество – это не только вопрос правового регулирования информационного поля, выделения достаточных средств на информационную инфраструктуру и техническое развитие, во многом это вопрос готовности россиян жить в новых условиях, в обществе, главным фактором развития которого становятся научные знания и информация. Психологическая готовность к новым жизненным условиям не менее важна, чем навыки владения компьютерной техникой.
Там же. с.9.
Там же, с.9.
Там же, с.9.
Там же, с.13.
Там же, с.16.
Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).
Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.
Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций.
Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор - уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.
Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.
Появляются новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д.
Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники).
Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е годы, в Западной Европе - в 90-е годы).
Информационное общество формируется как глобальное и включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.
В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и тому подобное, что ставит важнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.
В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт.
Но лучше всего известна теория информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.
Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество.
Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в.
Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций:
1) компьютерной;
2) телекоммуникационной.
Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х годов и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.
Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.
На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.
Телекоммуникационная революция связана с созданием
а) волоконно-оптических технологий;
б) спутниковых технологий.
Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.
Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.
Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень жизни, существенно превосходящий уровень жизни в развивающихся странах.
Кроме того, лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.
Например, США - один из признанных лидеров мировой политики, контролирует более 40% рынка торговли информационными технологиями.
США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят больше услуг (особенно в области информационных технологий), чем ввозят.
Лидерство в области информатизации США объяснимо: там находится 41% всех имеющихся в мире компьютеров; 40% семей там владеют персональными компьютерами, а 20% - модемами, то есть являются пользователями Интернета.
Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций появилась возможность создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.
Меньше чем столетие назад человек получал в неделю около 15 тысяч Сейчас мы ежечасно получаем около десяти тысяч посланий. И среди всего этого информационного потока очень сложно отыскать необходимое сообщение, но ничего не сделать - это лишь одна из отрицательных характеристик современного информационного общества.
Итак, что такое информационное общество? Это социум, в котором основная часть рабочих занята производством, хранением или переработкой информации. На этой стадии развития информационное общество обладает рядом отличительных характеристик:
Первыми, кто определил, что такое информационное общество, были ученые из Японии. В Стране восходящего солнца этот термин начали использовать в 60-х годах прошлого века. Почти одновременно с ними термином «информационное общество» стали пользоваться ученые из США. В развитие этой теории большой вклад сделали такие авторы, как М. Порат, И. Масуда, Р. Карц и другие. Эта теория получила поддержку и со стороны тех исследователей, которые изучали становление техногенного или технологического общества, а также у тех, кто изучал изменения в социуме, на который влияет возросшая роль знаний.
Уже в конце ХХ века термин «информационное общество» прочно занял свое место в лексиконе специалистов инфосферы, политиков, ученых, экономистов и преподавателей. Чаще всего его ассоциировали с развитием информационных технологий и других средств, которые помогли бы человечеству сделать новый скачок в эволюционном развитии.
Сегодня существует два мнения, относительно того, что такое информационное общество:
Также считается, что концепция информационного общества - не более чем разновидность теории постиндустриального общества. Следовательно, ее можно рассматривать как социологическую и футурологическую концепцию, где главным фактором общественного развития является производство и использование научно-технической информации.
Учитывая то, как сильно просочились в повседневную жизнь информационные технологии, эти последствия нередко называют информационной или компьютерной революцией. В учениях Запада все больше и больше внимания уделяется этому феномену, тому свидетельствует обширное количество соответствующих публикаций. Однако стоит отметить, что понятие «информационное общество» ставится на то место, где в 70-х годах была теория постиндустриального общества.
Некоторые ученые считают, что постиндустриальное и информационное общество совершенно разные этапы развития, поэтому между ними нужно проводить четкую грань. Несмотря на то, что концепция информационного общества была призвана, для замены теории о постиндустриальном социуме, ее сторонники все еще развивают важные положения технократизма и футурологии.
Д. Белл, который сформулировал теорию постиндустриального общества, считает концепцию информационного общества новым этапом в развитии постиндустриального. Проще говоря, ученый настаивает на том, что информационное общество - это второй уровень развития постиндустриального, поэтому не стоит смешивать или замещать эти понятия.
Писатель считает, что информационное общество должно соответствовать нескольким критериям:
Развитие информационного общества приносит с собой целый ряд изменений. Так, прослеживаются структурные изменения в экономике, особенно когда речь заходит о распределении рабочей силы. Люди начинают все сильнее осознавать важность информации и технологий. Многие начинают осознавать, что для полноценного существования необходимо ликвидировать собственную компьютерную неграмотность, так как практически во всех сферах жизнедеятельности присутствуют информационные технологии. Правительство всячески поддерживает развитие информации и технологий, но вместе с ними развиваются вредоносные программы и компьютерные вирусы.
Мартин считает, что в информационном обществе качество жизни напрямую зависит от информации и того, как человек будет ее эксплуатировать. В таком обществе все сферы человеческой жизни находятся под влиянием достижений в сегменте знаний и информации.
Ученые считают, что развитие в обществе дают возможность управлять большими комплексами организаций, производством систем и координировать работу тысяч людей. Продолжают развиваться новые научные направления, связанные с проблемами организационных множеств.
И все же процесс информатизации общества имеет свои недостатки. Общество теряет свою устойчивость. Малые группы людей могут оказывать непосредственное влияние на программу информационного общества. К примеру, хакеры могут взламывать банковские системы и переводить на свои счета крупные суммы денег. Или в СМИ могут освещать проблемы терроризма, которые оказывают деструктивное влияние на формирование общественного сознания.
А. Ракитов подчеркивает, что роль информационного общества в недалеком будущем будет заключаться в оказании влияния на цивилизационные и культурные процессы. Знания станут самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть.
Информационное общество отличается от промышленного быстрым темпом роста новых рабочих мест. В сегменте экономического развития доминирует информационная индустрия.
Динамичность технологической модернизации ставит перед обществом два главных вопроса:
Во время перехода общества к информационному люди могут столкнуться с существенной проблемой. Они разделятся на тех, кто может пользоваться новыми знаниями и технологиями, и тех, кто не обладает такими навыками. В результате информационные технологии будут оставаться в руках небольшой социальной группы, что поведет за собой неизбежное расслоение общества и борьбу за власть.
Но, несмотря на эту опасность, новые технологии могут расширить права граждан, предоставив им моментальный доступ к необходимой информации. Дадут возможность создавать, а не только потреблять новые знания и позволяют сохранять анонимность личных посланий. Хотя, с другой стороны, проникновение информационных технологий в частную жизнь несет в себе угрозу неприкосновенности личных данных. С какой стороны ни рассматривай информационное общество, основные тенденции его развития всегда будут вызывать как море восторга, так и бурю негодования. Как, впрочем, и в любой другой сфере.
Когда было признано, что общество перешло на новый этап развития, потребовались и соответствующие шаги. Власти многих стран начали разрабатывать план развития информационного общества. К примеру, в России исследователи выделяют несколько этап развития:
Заинтересовано в развитии этого процесса и государство. В 2008 году правительство РФ приняло стратегию развития информационного общества, которая является действительной до 2020 годов. Правительство поставило перед собой такие задачи:
Чтобы решить подобные задачи, государственным аппаратом разрабатываются специальные мероприятия по развитию нового общества. Определяют контрольные показатели динамики совершенствуют политику в сфере использования информационных технологий. Создают благоприятные условия для развития науки, техники и равного доступа граждан к информации.
Итак, что такое информационное общество? Это теоретическая модель, которую используют, чтобы описать новый этап общественного развития, начавшийся с началом информационно-компьютерной революции. В качестве технологической основы в этом обществе выступают не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.
Это общество, где информация является основным экономическим ресурсом, и за темпами развития это сектор выходит на первое место, по числу занятых, доле ВВП и капиталовложениям. Прослеживается развитая инфраструктура, которая обеспечивает создание информационных ресурсов. К ней в первую очередь относят образование и науку. В таком обществе интеллектуальная собственность является основной формой собственности.
Информация превращается в продукт массового потребления. Каждый живущий в обществе имеет доступ к любому виду информации, это гарантирует не только закон, но и технические возможности. К тому же, появляются новые критерии оценивания уровня развития общества. Например, важным критерием является количество компьютеров, подключений в Сети, мобильных и домашних телефонов. При помощи слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной и аудиовизуальной техники в обществе создается единая интегрированная система информации.
Сегодня информационное общество можно расценивать, как некое глобальное явление, что включает в себя: мировую информационную экономику, пространство, инфраструктуру и законодательно-правовую систему. Здесь деловая активность становится информационно-коммуникативной средой, виртуальная экономика и финансовая система распространяется все шире. Информационное общество дарит много возможностей, но оно не возникло из ниоткуда - это результат многовековой деятельности всего человечества.
1. Понятие, предпосылки возникновения и теории информационного общества
2. Черты информационного общества и его противоречия.
Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как “постиндустриальное” или “информационное” общество. Возникновению этих разговоров способствовал целый ряд факторов.
Во-первых, все тогда находились под впечатлением от быстрого развития науки и техники, о чем было сказано выше.
Во-вторых, в середине 70-х случился мировой энергетический кризис. Нефтедобывающие страны не пожелали продавать Западу содержимое своих недр за бесценок и взвинтили цены. В результате западная промышленность столкнулась с необходимостью срочного внедрения энергоэффективных решений в производстве и строительстве, а также с повышением рентабельности продукции. Преодолев этот кризис, западные страны вышли на новый технологический виток.
В-третьих, как раз в начале 70-х рухнула старая финансовая система (она звалась Бреттон-Вудской). В результате введения плавающих курсов доллар стал превалировать во всех международных расчетах и стал выполнять роль мировых денег. Таким образом, Запад получил почти безграничные возможности для экспансии. А для всякой экспансии, сочетающей экономические и политические аспекты, нужно соответствующее идеологическое сопровождение.
Ну и в-четвертых, СССР к этому времени настолько утратил импульс развития, что никакого противодействия с его стороны не предвиделось.
Информационное общество - термин, применяемый для обозначе-ния современного состояния индустриально развитых стран, связан-ного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятель-ности, качественно новым уровнем (размахом) производства, перера-ботки и распространения информации.
Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний
Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Юрген Хабермасом , Э. Гидденсом , рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества.
Второй подход, озвученный Д. Беллом и Элвин Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).
Предпосылки становления информационного общества:
Черты информационного общества:
Интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно вклю-ченного в процесс производства;
Развитие сферы услуг;
Главным становится труд, направленный на полу-чение, обработку, хранение, преобразование и использование инфор-мации.
Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности;
Создание новых потребностей и ценностей, новых отраслей экономики и сегментов рынка.
Изменение занятости населения;
Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационнойлавиной и информационным голодом;
Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
Главной формой развития станет информационная экономика;
В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационнойтехники и технологии;
Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
Формируется информационное единство всей человеческойцивилизации;
С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
Теории информационного общества:
Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается "развитое постиндустриальное общество", возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.
Уильям Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.
При этом Мартин особо подчекивает мысль о том, что коммуникация представляет собой "ключевой элемент информационного общества".
Д. Белл :Определяет информационное общество через изменения, происходящие в настоящем обществе
Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества.
Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:
1) переход от индустриального к сервисному обществу;
2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;
3) превращение новой “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений”.
Олвин Тоффлер "Третья волна"американский социолог и футуролог он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения
По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществля-ется рывками, точнее сказать, волнами. с середины 50-х годов промышленное про-изводство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии все более обнаруживается разнообразие типов техни-ки, образцов товаров, типов услуг. Все большее дробление получа-ет специализация труда. Расширяются организационные формы уп-равления. Возрастает объем публикаций. По мнению ученого, все это привело к чрезвычайной дробности экономических показателей, что и обусловило появление информатики.
Изучая рабочего информационного века, Тоффлер отмечает, что он более независим, более изобретателен, что он теперь не являет-ся придатком машины. Однако и информационному веку присуща безработица, причем проблема безработицы становится проблемой не столько количественной, сколько качественной. Дело уже не только в том, сколько существует рабочих мест, а в том, какого типа эти рабочие места, где, когда и кто может их заполнить. Се-годняшняя экономика крайне динамична, отрасли, которые испы-тывают депрессию, сосуществуют рядом с процветающими, и это затрудняет решение проблемы безработицы. Да и сама безработица теперь более разнообразна по своему происхождению.
В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.
“Третья волна” несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии,денежный средств и власти”
Т. Стоуньер ИНФОРМАЦИОННОЕ БОГАТСТВО: ПРОФИЛЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства. информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация, таким образом, - это ресурс, которым можно без сожаления делиться.
А. Турен : французский социолог
“...понятие постиндустриального общества... - здесь инвестиции делаются в иной уровень, чем в индустриальном обществе, то есть в производство средств производства.Организация труда затрагивает лишь отношения рабочих между собой, а потому и уровень, на котором действует производство. Постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, то есть в механизме производства в целом. Это действие принимает две главные формы. Во-первых, это нововведения,то есть способность производить новую продукцию, в частности, как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, само управление, то есть способность использовать сложные системы информации и коммуникаций.
Важно признать, что постиндустриальное общество является таким, в котором все элементы экономической системы затрагиваются действиями общества само на себя.Эти действия не всегда принимают форму сознательной воли, воплощенной в личности или даже группе людей. Вот почему такое общество должно называться программируемым обществом, обозначение,которые ясно указывает на его способность создавать модели управления производством, организацией, распределением и потреблением; поэтому такого рода общество появляется на операциональном уровне не в результате естественных законов или специфических культурных характеристик, а скорее как результат производства, благодаря действию общества само на себя, его собственным системам социального действия”.