Windows. Вирусы. Ноутбуки. Интернет. Office. Утилиты. Драйверы

Создание единой системы управления нормативно-справочной информацией (НСИ) поможет решить целый комплекс проблем, вызванных множественностью точек ввода НСИ, отсутствием единых стандартов ведения НСИ и недостаточной квалификацией персонала.

Результат внедрения централизованной системы управления НСИ - приведение записей корпоративных справочников к стандартному, легко идентифицируемому виду, устранение неактуальной и дублирующейся информации, организация единой точки ввода, обработки и контроля содержимого справочников. Все это предоставляет возможности для улучшения качества консолидации учетных данных, упрощение задач подготовки бухгалтерской отчетности и отчетности по МСФО, оптимизации материальных запасов, повышения качества управленческих решений.

Централизованное управление нормативно-справочной информацией с DATAREON

Специалисты DATAREON имеют значительный опыт систематизации нормативно-справочной информации , разработки единых регламентов использования и ведения НСИ, внедрения специализированных автоматизированных систем управления НСИ на базе MDM-системы «1С:Предприятие 8. MDM Управление НСИ ». В рамках выполненных проектов специалистами DATAREON проводилась экспертная обработка записей справочников МТР, услуг, контрагентов, справочников финансового блока, организационной структуры и управления персоналом.

Успешный опыт работы в области управления НСИ, апробированные на практике эффективные методики и собственная экспертиза позволяют DATAREON оптимизировать использование ресурсов предприятий-клиентов в результате автоматизации управления НСИ.

Для уточнения, каким образом автоматизация управления нормативно-справочной информацией может быть полезна и экономически целесообразна именно для вашего предприятия, пожалуйста, обращайтесь к нам .

Что такое нормативно-справочная информация (НСИ)?

Нормативно-справочная информация - условно-постоянная составляющая общей корпоративной информации. Она используется при регламентации деятельности компании, обеспечивая "сшивку" данных, сопровождающих бизнес-процессы компании. Другими словами, НСИ - это ядро единого информационного пространства организации, включающее в себя набор справочников, словарей, классификаторов, стандартов, регламентов, используемых в деятельности предприятия.

Предпосылки для организации централизованного управления нормативно-справочной информацией

Создание единого информационного пространства - необходимое условие эффективного управления современными крупными и средними предприятиями. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто перемещение информации на разных внутрикорпоративных технологических участках поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем.

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, предприятию следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации.

Для чего необходимо централизованное управление НСИ

  • Рациональная работа корпоративной информационной системы в целом
  • Повышение достоверности и полноты первичной учетной и консолидированной отчетной информации
  • Обеспечение совместимости учетных и отчетных документов
  • Централизация ответственности за качество нормативно-справочной информации
  • Использование качественной (актуальной, полной, непротиворечивой, достоверной, унифицированной) нормативно-справочной информации всеми пользователями информационных и учетных систем предприятия
  • Рост эффективности принимаемых управленческих решений и оперативного контроля ключевых производственно-экономических показателей в результате консолидации стандартизованных данных НСИ

В 21 веке мы вступили в такой период развития, когда представить жизнь без электронно-вычислительных машин и программного обеспечения к ним совершенно невозможно, которые помогают нам в повседневной жизни, увеличивают производительность отдельно взятого специалиста, ускоряют течение времени.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня. Любое юридическое действо сопровождается соответствующей документацией. Поэтому в государственном документообороте таких документов еще больше, ведь эта сфера достаточно масштабная.

Любую справочно-информационную базу можно объединить в одно обобщающее название - нормативно-справочная информация . Безусловно, система требует наличия таких сотрудников, которые бы работали с ней. Специально для этого в фирме создается отдел, работа которого целиком посвящена тому, что работники ведут управление НСИ. Ведение нормативно-справочной информации - довольно ответственное дело, требующее обязательного внимания и высокого профессионализма.

Нормативно-справочная информация - это комплекс всех информационных вопросов и ответов на них, которые появляются в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Такая система состоит из огромного количества информации, которая передает всю необходимую информацию из различных областей человеческой жизни.

Хорошим примером для понимания НСИ являются специальные справочные информационные базы, представляющие собой перечень нормативных правовых законодательных актов, указов и законов. Такой работой должен заниматься специальный отдел.

Как правило, такой справочник нужен каждому специалисту и учреждению, которые напрямую и в обычные дни сталкиваются с проблемным вопросом получения какого-либо законодательного акта. Абсолютно все законодательные акты хранятся именно в справочниках, их довольно много и часто бывает, что найти необходимый проблематично. А наличие справочников НСИ (кроме того, их классификаторов) в большей мере упрощают дело. Взять, к примеру, самый обычный справочник болезней, в котором любой человек по конкретным симптомам может приблизительно получить наименование своей болезни, а также методы и способы ее лечения. Также НСИ активно применяется в целях решения различных задач, имеющих узкую специализацию и предназначенные для специалистов узкого профиля. Другими словами, любая организация должна иметь при себе специальный отдел НСИ, который, в свою очередь, будет заниматься такими делами, как - ведение информации, управление информации и т.д.

В состав НСИ обычно входят следующие информационно-аналитические компоненты:

  • справочники
  • классификаторы, например, такие как ОКДП, ОКАТУ и т.д
  • различные словари

Все эти данные в целом представляют собой мощный инструмент, способный решать многосложные и многоуровневые задачи.

Особенности и достоинства НСИ

Совокупность нормативно-справочной информации - это довольно мощный инструмент для хранения и качественной систематизации информации, входящей в ее компоненты.

Важным достоинством системы НСИ является возможность создания отчетов любой сложности, что способствует удовлетворению любых, даже самых сложных требований пользователя.

В заключение можно добавить, что системы НСИ - это мощный инструмент работы, которые просто необходимы в любых трудовых процессах каждого предприятия, а также в процессах работы федеральных и муниципальных органах самоуправления.

H4 class="g-subhead">Определение нормативно-справочной информации (НСИ)

Нормативно-справочная информация предприятия представляет собой структурированную определенным образом условно-постоянную информацию, предназначенную в целях формирования и описания бизнес объектов и бизнес-процессов компании.

Чаще всего, нормативно-справочная корпоративная информация состоит из справочников, нормативных документов, словарей, классификаторов и других разновидностей понятий, призванных сформировать объединенное корпоративное пространство информации.

Основу НСИ организации составляют три основные группы:

  • Информационная составляющая. Сюда относятся классификаторы, справочники и нормативные документы.
  • Программно-техническое обеспечение. Сюда входит комплекс программных, а также технических средств, которые предназначены для сбора, хранения и редактирования информации. Также они предназначены для обеспечения доступа к данным.
  • Организационное обеспечение. Сюда относится система регламентов и организационная структура для ведения, контроля и сопровождения процедур анализа и преобразования данных.

Системы, использующиеся для поддержки справочной информации, в настоящее время, пользуются высоким спросом у заказчиков и проектных интеграторов. Российские крупные компании стараются не столько приобрести такие системы, сколько принять активное участие в разработке своих программных решений данного вопроса. Быть может, приобретение подобной системы покажется Вам довольно дорогой, но поверьте, что она того стоит.

НСИ в организациях и фирмах

Компании, которые первоначально обратили внимание на высокую значимость систем по поддержке нормативно-справочной информации и вложившие свои средства в их разработку, уже сегодня получают неплохую прибыль.

Существует несколько основных причин, по которым руководители крупных компаний стараются пользоваться системами нормативно-справочной информации в своих организациях:

  • Необходимость интеграции информационных систем, что, в свою очередь, позволит заметно снизить затраты организации на самые различные процессы ведения НСИ;
  • Возможность использовать единую систему кодов справочной информации - это позволит автоматизировать генерирование корпоративной отчетности;
  • Возможность заметно повысить уровень достоверности и качества нормативно-справочной информации с помощью устранения возможности дублирования данных;
  • Уменьшение затрат на получение и обработку нормативно-справочной информации без потери качества этой информации.

Понимая необходимость создания единственного источника достоверной (эталонной) НСИ, правильность которой будет признаваться всеми потребителями НСИ в пределах компании и организаций системы «Транснефть» (ОСТ), руководство компании инициировало проект создания системы АСУ НСИ как один из приоритетных в рамках программы реализации IT-стратегии.

Централизованные справочники - это фундамент, на котором возводится все здание Тиражного комплекса. Поэтому Автоматизированная система управления нормативно-справочной информацией (АСУ НСИ) была одной из первых систем, внедренных в рамках программы реализации IT-стратегии, - рассказывает руководитель проекта, главный технолог департамента информационных технологий ПАО «Транснефть» Сергей Строгов. - АСУ НСИ разрабатывалась в течение двух лет и была запущена в постоянную эксплуатацию в январе 2015 года. В создании системы принимало участие более 150 специалистов компании и подрядные организации.

Предназначение АСУ НСИ - обеспечение всех автоматизированных информационных систем компании и ОСТ эталонной нормативно-справочной информацией. Справочники АСУ НСИ лежат не только в основе информационных систем Тиражного комплекса, но и систем, эксплуатируемых в настоящее время в ОСТ.

В результате создания этой системы разработаны корпоративные регламенты ведения основных справочников, методики нормализации справочников, выполнено начальное наполнение справочников, созданы современные программные средства ведения и актуализации справочников.

Функции поддержания НСИ в актуальном состоянии возложены на отдел ведения НСИ ООО «Транснефть Финанс». Пользователи АСУ НСИ из ОСТ и компании, столкнувшись с нехваткой информации в справочнике, формируют запрос на добавление новых или изменение существующих записей в АСУ НСИ. Эксперты отдела ведения НСИ проверяют данные в запросах на соответствие методикам нормализации и другим документам, регламентирующим качество нормативно-справочной информации. В результате новая запись создается в справочнике или пользователь получает уточняющие вопросы и рекомендации по использованию текущих записей.

Справочник обязан отвечать нескольким параметрам - данные должны быть актуальными, полными и непротиворечивыми, - говорит начальник отдела ведения НСИ Дмитрий Морозов. - Для того чтобы добиться этого, в рамках АСУ НСИ мы решили задачи по разработке и внедрению эффективной методологии ведения справочников и классификаторов. Выстроили систему поддержки данных в актуальном состоянии, обеспечивающую их полноту, контроль целостности и непротиворечивости данных.

Как уже было сказано, данные НСИ изменяются на основании запросов пользователей.

Достаточно сказать, что ежедневно по всем справочникам поступает до пятисот запросов, а в период формирования в ОСТ планов закупки РЭН количество запросов пользователей НСИ (ответственных за планирование РЭН, закупщиков материально-технического обеспечения, тех, кто работает с документами по оперативному учету) увеличивается вдвое, - прокомментировал Дмитрий Морозов .

Система обеспечивает гибкие подходы к интеграции, и это снижает общие издержки на подключение новых систем. АСУ НСИ использует стандартные способы интеграции с Комплексной автоматизированной системой управления производственными активами (КСУА), Корпоративной информационной системой автоматизации финансово-хозяйственной деятельности (КИС ФХД), Системой электронного документооборота (СЭД), Модулем подготовки и хранения спецификаций (МПХС), КИС «Галактика», КИС «Флагман», Системой управления финансово-хозяйственной деятельностью «ИКАР» и другими системами.

В компании определены правила наименований и атрибутов элементов справочников АСУ НСИ, - рассказывает Сергей Строгов . - Сейчас к системе АСУ НСИ подключено 46 ОСТ и более 15 тысяч пользователей. АСУ НСИ - это основной рабочий инструмент для департамента организации и проведения торгов, департамента планирования РЭН, транспорта и надзора за строительным контролем и других структурных подразделений.

АСУ НСИ: состав справочников

Сейчас в системе четыре основных справочника: «Материально-технические ресурсы» (МТР), «Контрагенты», «Объекты», «Виды работ/ услуг». Основной объем работы пришелся на два первых справочника АСУ НСИ: «МТР» и «Контрагенты».

Основу справочника «МТР» составляет базовый классификатор, который включает более двух тысяч классов нижнего уровня. В основу была положена классификация, принятая в компании. Она была существенно детализирована в ходе разработки нового классификатора МТР и методик нормализации каждого класса.

Подход к реализации блока методических задач был типовой для такого рода проектов, - отмечает руководитель проекта от подрядной организации Олег Енин. - Однако в ходе реализации технических задач были предложены и разработаны уникальные для российского рынка решения, основанные на максимальной автоматизации разработанных методик. Прежде всего решение по автоматическому формированию наименований записей МТР по шаблонам, предусмотренным методиками нормализации. Пользователи выбирают значения основных характеристик МТР - наименование формируется автоматически.

Данное решение позволяет практически полностью исключить ошибки, вызванные так называемым человеческим фактором, и, как следствие, упростить процессы формирования запроса на новую запись пользователем АСУ НСИ и последующей обработки запроса экспертами отдела ведения НСИ.

В случае, когда необходимо поменять методики нормализации, например, при замене нормативного документа, снятия того или иного МТР с производства, добавления новых атрибутов в запись, формируется запрос отдельного типа. Данный запрос вначале рассматривают эксперты отдела ведения НСИ, затем кураторы от профильных департаментов ПАО «Транснефть».

Совокупность методического обеспечения и технических решений АСУ НСИ позволяет существенно снизить время обработки запросов в отделе ведения НСИ и обеспечить пользователей бизнес-подразделений нормализованной нормативно-справочной информацией в максимально сжатые сроки.

На данный момент объем справочника «МТР» превышает 1,2 млн. позиций, включая около 1 млн. позиций запасных частей, - оценивает проделанную работу Сергей Строгов . - В справочнике содержится не только номенклатура запчастей, но и ведется учет цен на них. Эта информация доступна всем ОСТ и позволяет более эффективно использовать финансовые средства компании.

Например, группа МТР «Автозапчасти, автошины и аккумуляторы» используется организациями системы «Транснефть» в процессе формирования лотов на закупку услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, специальной и дорожно-строительной техники.

Отдел транспортных средств и специальной техники департамента РЭН, транспорта и надзора за строительным контролем ПАО «Транснефть» ежегодно организует работу по актуализации производителей запасных частей, перечня выпускаемой продукции, наименования и ее стоимости, - приводит пример главный специалист отдела Алексей Крючков . - В период 2016-2017 годов в справочнике АСУ НСИ актуализирована продукция 170 предприятий-производителей. По результатам актуализации номенклатуры и стоимости в справочнике АСУ НСИ организации системы «Транснефть» ежегодно заключают с операторами консигнационных складов дополнительные соглашения на изменение стоимости запчастей.

Справочник МТР интегрирован с 33 информационными системами, которые эксплуатируются в 32 ОСТ.

Справочник «Контрагенты» содержит список всех юридических лиц, с которыми работают сотрудники компании и ОСТ. Исходными данными для справочника послужила информация из Системы Ведения НСИ OOO «Транснефть Финанс». С помощью методики нормализации были определены правила заполнения атрибутов записи контрагента. Справочник сейчас насчитывает более 90 тыс. записей.

АСУ НСИ решает задачу хранения актуальной информации и, самое главное, обеспечивает согласованность собственных справочников с общероссийскими и отраслевыми классификаторами и справочниками, такими как классификатор адресов КЛАДР, справочник банков «БИК ЦБ РФ», классификаторы стран мира, валют, единиц измерения, ОКАТО, ОКВЭД, - добавляет Дмитрий Морозов.

Таким образом, получается, что компания «Транснефть», государство и отраслевые предприятия говорят на одном понятном для всех языке.

Справочник «Контрагенты» интегрирован с 15 информационными системами, которые эксплуатируются в 14 ОСТ - с некоторыми организована интеграция с получением ответа-подтверждения о приемке записей, другие с помощью сервиса извлечения самостоятельно запрашивают информацию о контрагентах из АСУ НСИ по расписанию.

Справочник «Объекты» определен в Перспективной программе и обновляется ежеквартально на основании корректировок Программы. Он включает:

  • объекты Плана капитальных вложений ОСТ по Инвестиционной программе;
  • объекты Плана капитальных вложений по Программе технического перевооружения и реконструкции;
  • объекты Программы капитального ремонта;
  • объекты прочих капитальных вложений;
  • объекты Программы ликвидации.

Основной целью создания справочника являлась реализация функций тиражирования эталонных данных в информационные системы ОСТ. Изначально данные загружались из файлов MS Excel, направленных в отдел ведения НСИ. Сейчас настраивается интеграция с Корпоративной информационной системой управления программами (КИС УП) как поставщиком эталонных данных для дальнейшего тиражирования в информационные системы.

Справочник «Виды работ/ услуг» планируется использовать в Тиражном комплексе, в частности в Автоматизированной системе управления закупочной деятельностью (АСУ Закупки).

Это задел на будущее, - комментирует Сергей Строгов . - В нем отражается группировка работ и услуг. В его основу легли перечни работ и услуг, которые определены регламентами компании «Транснефть». Фактически - это «слепок» наших регламентов.

АСУ НСИ: развитие

АСУ НСИ - это «живая» и непрерывно совершенствующаяся система. С момента ввода в постоянную эксплуатацию выполнено более 400 изменений базового классификатора, специалистами службы технической поддержки реализовано порядка 750 улучшений, подключено 17 новых информационных систем.

Компанией инициирован проект по развитию функциональности АСУ НСИ, добавлению новых справочников. Так, в рамках проекта запланирована реализация автоматического сопоставления позиций справочника «МТР» с элементами реестра основных видов продукции (ОВП), который содержит перечень предприятий-производителей, прошедших инспекции комиссией ПАО «Транснефть», что позволит более эффективно ис- пользовать функциональность автоматического лотирования в АСУ Закупки. Добавляется справочник тарифных участков. Более полно и подробно будет вестись справочник ОСТ, включая структурные подразделения дочерних организаций. Запланирована интеграция с разрабатываемой Системой дистанционного обслуживания поставщиков (СДОП), что позволит подключить к АСУ НСИ внешних подрядчиков, а именно проектные институты.

Планируется развивать справочник МТР в части его централизованного применения. Задача, которую предстоит решить в ближайшее время, — создать единую базу неиспользованных МТР. Данные будут поступать от всех ОСТ в систему АСУ Закупки, которая будет помогать в подборе вариантов их использования.

В силу различных причин в ходе производственно-хозяйственной деятельности в ОСТ МТР остаются неиспользованными, и не все они могут быть использованы в производстве на этом же предприятии, - рассказывает заместитель начальника отдела планирования и реализации планов РЭН ПАО «Транснефть» Алексей Украинцев . - Такие МТР выявляются структурными подразделениями ОСТ, подлежат включению в сводный перечень невостребованных МТР, и перед нами стоит задача вовлечь их в производство. С целью унификации данного процесса в августе 2016 года был обновлен соответствующий отраслевой регламент. Регулярно проводимые компанией контрольные проверки ОСТ также направлены на то, чтобы информация о неиспользованных МТР «поднималась» на уровень компании и была общедоступна всем заинтересованным пользователям. В настоящее время в целях вовлечения собственных неиспользованных МТР специалисты отделов материально-технического снабжения и отделов комплектации ОСТ проделывают большую работу. Однако, учитывая растущий объем информации, поиск вариантов применения МТР внутри компании целесообразней осуществлять с помощью информационной системы.

Безусловно, реализация такой задачи невозможна без эффективного обмена информацией о неиспользованных МТР и применения централизованного справочника и единой кодировки номенклатуры МТР. Поэтому интеграция учетных систем ОСТ с АСУ НСИ является в том числе первоочередным этапом создания механизма объективного и быстрого подбора возможных путей вовлечения невостребованных в ОСТ МТР.

Создание АСУ НСИ является одним из успешных проектов, реализованных в компании и сформировавших долгосрочную информационную поддержку существующих и перспективных информационных систем, - резюмирует заместитель директора департамента информационных технологий ПАО «Транснефть» Дмитрий Лебедев. - АСУ НСИ - это базовый элемент Тиражного комплекса, задачи которого - обеспечить использование единых корректных и актуальных справочных данных. В АСУ НСИ описываются и классифицируются данные, необходимые для выполнения бизнес-процессов, регламентируется деятельность компании.

Кристина Гутовец

Когда речь заходит о масштабах и сложности тех или иных информационных систем, обычно приводятся такие характеристики, как число рабочих мест и потоков обрабатываемых документов, общий объем баз данных. Однако в последнее время в качестве интегральной характеристики все чаще упоминают количество и размеры справочников. Несведущим людям это не очень понятно, но специалистам такие сведения говорят о многом. Ведь именно справочные данные (номенклатура товаров и изделий, реквизиты партнеров, поставщиков и клиентов, описание структуры организации и пр.) являются по сути информационным ядром системы управления предприятием, включающей учетные задачи, планирование ресурсов, , САПР и т. д.; они обеспечивают согласованность и консолидацию данных, устраняют избыточность информации и оптимизируют поиск нужных сведений. Кроме того, справочники объединяют все остальные документы системы - счета, договора, приказы и пр. - на протяжении всего ее жизненного цикла.

В настоящее время одна из наиболее важных проблем развития информационных технологий корпоративного уровня - интеграция данных. Довольно часто она понимается как умение работать с различными форматами данных из разных физических источников (в том числе и преобразовывать их из одного формата в другой). Но такое представление - по крайней мере поверхностно. На самом деле согласование и правильное понимание информации невозможно без ее содержательного осмысления с использованием единых справочников.

Рис. 1. Организация работы централизованной службы НСИ

Данная проблема актуальна во всем мире, но ее значение особенно велико для России, и тут можно выделить два момента:

Автоматизация отечественных компаний, как правило, развивалась снизу вверх, путем постепенной компьютеризации отдельных участков и подразделений. Помимо использования различных программно-аппаратных платформ в них применялись и локальные справочники, объединить которые - задача не из простых;

На современном этапе формирования рыночной экономики в нашей стране идут активные процессы слияния, поглощения, формирования холдинговых структур и т. д. В этом случае встают сложные задачи объединения информационных ресурсов, но зачастую уже на уровне законченных систем управления предприятиями.

Мы выделили эти два пункта, чтобы отметить принципиальные различия стоящих за ними ситуаций. В первом случае в общем-то можно говорить просто об ошибках при создании системы - нужно было изначально создавать единую справочную систему предприятия, реализуя методологию проектирования сверху вниз. При объединении же разных предприятий положение намного сложнее, ведь речь здесь идет о независимых компаниях.

Рис. 2. С помощью технологии Ontologic 5.0 можно создать единую систему управления НСИ

Но подобные внутренние проблемы организаций - это лишь надводная часть айсберга! В эпоху глобализации экономики и электронного бизнеса информационные системы предприятий должны общаться с информационными системами партнеров, поставщиков, клиентов. И говорить они должны на понятном друг другу языке. Далее можно было бы перейти и к вопросам государственного управления...

Для иллюстрации значимости справочной информации приведем только два примера.

1. Как известно, около года назад была создана англо-российская компания ТНК-ВР, которая образовалась в результате череды предварительных слияний крупных промышленных компаний (ОНАКО, СИДАНКО, ТНК). Одной из первых задач, поставленных руководством новой компании, была организация единого корпоративного справочника-классификатора материально-технических ресурсов. Это требовалось выполнить еще до определения других направлений разработки интеграционных решений и систем управления. Более того, именно совместная нормативная база должна была помочь формированию единого корпоративного англо-русского менталитета (в компании работают специалисты российской ТНК и английской ВР) и общему пониманию ведения бизнеса.

2. В конце второй мировой войны президент США Рузвельт поставил задачу разобраться в причинах проблем с поставками запчастей на фронт. Проведя необходимые исследования, американцы пришли к выводу, что запасные части в войска отправлялись в количестве, в несколько раз превышающем потребность в них. При этом запчастей по-прежнему не хватало из-за того, что на складах скапливались одни и те же изделия, но обозначенные по-разному и носившие разные названия. В итоге президент издал директиву о создании единой федеральной системы каталогизации предметов снабжения для государственных нужд, и в первую очередь для нужд обороны и безопасности. В последние двадцать лет США ежегодно вкладывали от 2 до 4 млрд. долл. только в реализацию программ стандартизации с использованием модульных структур (аналогов продукции), позволяющих сократить номенклатуру предметов снабжения министерства обороны приблизительно в три раза.

Управление нормативно-справочной информацией

Для обозначения подобной справочной информации в автоматизированных системах управления предприятиями на Западе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM). Однако в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение "нормативная" отражает то факт, что проблема создания справочников корпоративного уровня выходит далеко за пределы собственно предприятия, она должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Можно дать такое определение: НСИ - это условно-постоянная часть всей корпоративной (учрежденческой) информации, в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе деятельности организации. В состав НСИ входят словари, справочники и классификаторы, данные из которых (например, термины, единицы измерения, коды, наименования материалов, контрагентов и т. п.) используются при формировании текущих документов. Так, при формировании в компьютере счета-фактуры наименования материалов, единицы измерения, наименование предприятия-получателя (контрагента), его реквизиты и ряд других полей, как правило, выбираются из справочников, встроенных в систему, а не вводятся вручную.

Чтобы оценить масштабы задач MDM, можно привести такие данные. Для крупных компаний нефтегазового сектора размеры справочников материалов составляют от 100 до 250 тыс. позиций, а по контрагентам - от 3 до 12 тыс. записей.

Вполне очевидно, что вопросы создания и поддержки в актуальном состоянии НСИ выделяются в разряд самостоятельных задач в системе управления предприятием в целом, этим зачастую занимается отдельная служба компании.

По оценкам экспертов, в нашей стране стоимость обработки одной записи НСИ составляет 2-5 долл. (за рубежом - 10-20 долл.). Соответственно стоимость одного проекта по формированию НСИ крупного предприятия можно оценить в 400-1000 тыс. долл. (включая стоимость ПО, консалтинга по внедрению и сопровождения).

Первыми к пониманию необходимости выполнения работ по НСИ как самостоятельной части создания системы управления организацией подошли нефтегазовая отрасль, а также ряд государственных и региональных структур. Сейчас в России выполняется примерно 10-15 крупных проектов по этой тематике, при этом аналитики отмечают быстрое повышение интереса к данным работам со стороны как корпоративного, так и государственного секторов. Для удовлетворения растущих потребностей клиентов нужна выверенная методология реализации подобных проектов.

Проблема создания корпоративной системы НСИ заключается как раз в том, что она не имеет простого решения. Казалось бы, самый разумный способ - использовать готовый набор справочников (международных, государственных, отраслевых). Но дело в том, что пользоваться им конкретному предприятию будет крайне неудобно (они слишком избыточны и не учитывают специфики организации), к тому же создать такую глобальную систему НСИ в полном объеме просто невозможно (подробнее на эту тему см. статью Дмитрия Гулько "Как избежать типовых ошибок при построении корпоративных и отраслевых систем нормативно-справочной информации", PC Week/RE, N 18/2004, c. 35).

Решение задачи возможно только в виде создания специализированной системы ведения НСИ с применением соответствующих стандартов, методик и программных средств. Фактически в этой работе должны соединяться усилия трех сторон:

Создателей нормативов и стандартов (как государственных, так и отраслевых);

Поставщиков базового ПО;

Системных интеграторов и консультантов, которые все это могут реализовать с учетом отраслевой практики, национальной специфики и т. д.

В советские времена государственные органы очень активно занимались вопросами нормативного регулирования. С началом перестройки произошел провал в этой деятельности, и лишь 5-7 лет назад правительственные структуры опять взялись за эту работу. Уже принято несколько законов и постановлений по данной тематике, и в настоящее время действует несколько государственных стандартных систем классификации продукции и видов деятельности (ОКП, ОКВЭД, ОКДП, ТН ВЭД, ЕКПС). Однако каждая из них имеет свое специализированное назначение и не пригодна для использования в чистом виде в отраслевых или корпоративных системах. Западные же системы классификации невозможно применять у нас в силу значительной национальной специфики нашей экономики. В целом нужно отметить, что для упорядочивания ситуации в области корпоративной НСИ желательно более активное участие государственных органов, но при этом не переходящее грань разумного регулирования.

Рис.3. Функциональная схема системы ведения НСИ

Вопросы Master Data Management находятся в поле внимания и поставщиков базового ПО. При этом они подходят к их решению с разных направлений. В первую очередь, естественно, этими задачами занимаются производители ERP-решений, и лидером тут является SAP. Другой пример - разработчики инфраструктурного интеграционного ПО. Тут следует назвать корпорацию IBM - недавнее приобретение ею компании Ascential Software во многом объясняется именно намерением корпорации усилить направление MDM (см. PC Week/RE, N 10/2005, с. 12). И, наконец, нужно сказать о поставщиках систем управления документами (например, Hummingbird). Их присутствие в сегменте MDM объясняется, с одной стороны, опытом решения задач интеграции данных, а с другой - необходимостью использования для управления НСИ интеллектуальных технологий обработки неструктурированной информации.

Что касается системных интеграторов и консалтинговых компаний, то вопросами MDM занимаются в той или иной степени все фирмы, выполняющие крупные проекты по созданию систем управления предприятиями. Некоторые из них ("Интертех", ЛАНИТ, IBS, "Юнит Спейс", "Каталит") имеют специализированные наработки в этой области. Далее мы кратко расскажем о предложениях по построению корпоративных систем НСИ фирмы "Интертех", которая за последние годы приобрела солидный опыт внедрения подобных решений в таких компаниях, как ТНК-ВР, "Татнефть", СИБУР, а также в различных федеральных ведомствах, департаментах правительства Москвы и т. д. Недавно она заключила соглашение о сотрудничестве в сфере MDM с корпорацией SAP (см. PC Week/RE, N 13/2005, с. 49).

Технология построения НСИ от компании "Интертех"

Методология, предлагаемая "Интертех", подразумевает создание единой системы ведения НСИ, увязывающей в общекорпоративное информационное пространство всю нормативно-справочную информацию подразделений, дочерних предприятий и партнеров компании (рис. 1).

Ее реализация требует прежде всего разработки и принятия набора стандартов и регламентов ведения НСИ предприятия. В качестве технологической основы построения систем НСИ используется онтологическая модель классификации и кодирования - формального описания объектов учета, основанная на выделении их существенных свойств (рис. 2). Такой подход обеспечивает накопление любого количества непротиворечивой информации и сочетает в себе достоинства иерархической, фасетной, адаптивной и ссылочной систем классификации. В целом данная методика позволяет стандартизировать действия специалистов-экспертов при осуществлении ими операций по классификации и кодированию групп (классов) объектов учета, определению свойств (признаков) классов и их значений, построению навигационных иерархий. Она также включает описание типовых пользовательских запросов, разбитых на группы по степени неопределенности и неточности формулировок, и рекомендации специалистам (экспертам) службы поддержки.

Рис. 4. Основные этапы работ по созданию единой системы ведения НСИ

Собственно система ведения НСИ реализована в виде программно-аппаратного комплекса (рис. 3), в состав которого входят инструменты ведения справочников и классификаторов, средства поиска объектов учета, модули обмена информацией между экспертами и пользователями, механизмы интеграции с внешними приложениями. Его основными интегрированными между собой функциональными подсистемами ПО являются "АРМ пользователя", "АРМ эксперта" и "АРМ администратора". Система в стандартной конфигурации базируется на технологиях Microsoft (ОС - Windows, Web-сервер - IIS, СУБД - SQL Server), но в ней предусмотрена и возможность использования других программных платформ.

Компания "Интертех" разработала также поэтапную методику внедрения системы НСИ предприятия (рис. 4). Лежащий в ее основе подход опирается на ряд основных принципов.

Эволюционность развития системы предполагает пошаговый переход к современным методам ведения и сопровождения корпоративной НСИ. Общая схема такого подхода выглядит следующим образом: старое -> старое + новое -> новое; на промежуточных этапах допускается параллельное существование старой и новой систем.

Адаптивность системы НСИ к специфике и ландшафтам существующих прикладных систем (в том числе системы ERP-класса) и к различным системам классификации и кодирования предполагает ее способность интегрироваться с внешними системами.

Преемственность позволяет сохранить все лучшее и ценное, что наработано годами и десятилетиями. Это касается использования потенциала специалистов НСИ, стабильного функционирования действующих прикладных систем, возможностей миграции и преобразования накопленных информационных массивов.

Стандартизация и унификация регламентов и методики использования и сопровождения корпоративной НСИ, систем классификации и кодирования позволяют обеспечивать постоянную актуальность и доступность НСИ в масштабах всей компании.

Учет человеческого фактора подразумевает возможность работы в системе различных категорий пользователей, с разными навыками и степенью "продвинутости" в области информационных технологий, эргономичность дизайна и "дружественность" системных интерфейсов.

Рис. 5. Функциональная модель процесса использования и ведения единой базы НСИ

Для эффективного функционирования единой системы ведения НСИ должен быть разработан комплекс организационно-управленческих решений, предусматривающий четкое разделение ответственности и функциональных обязанностей в соответствии с компетенциями групп персонала компании (рис. 5):

Пользователи - сотрудники компании, использующие те или иные данные из базы НСИ при формировании рабочих документов;

Эксперты - специалисты группы НСИ, отвечающие за формирование и изменение данных в базе НСИ;

Профильные специалисты, хорошо разбирающиеся в отдельных аспектах той или иной нормативно-справочной информации, входящей в их компетенцию по основной профессиональной деятельности. Они участвуют в процедуре согласования добавляемых или изменяемых данных по представлению специалиста-эксперта группы НСИ;

Специалисты технической поддержки - персонал службы автоматизации и ИТ, обеспечивающий обслуживание программно-технических средств системы.

В целом внедрение единой системы ведения НСИ позволяет заказчику решить следующие основные задачи, способствующие повышению эффективности работы всего предприятия:

Создать централизованное хранилище НСИ, функционирующее в рамках единого информационного пространства компании и включающее всю номенклатуру материально-технических ресурсов и других объектов учета;

Централизовать функции ведения НСИ на основе разработанных корпоративных стандартов классификации и кодирования;

Создать единые регламент и технологическую среду для доступа пользователей к НСИ, ведения экспертами классификаторов и справочников и технической поддержки системы администраторами;

Использовать встроенные в систему программные средства, поддерживающие необходимый уровень безопасности данных и постоянную их актуализацию, исключающие хранение дублированной, ошибочной или устаревшей информации;

Выполнить внедрение классификаторов и справочников НСИ в действующие управленческие, бухгалтерские и другие системы, позволяющее упорядочить и сократить расходы на ведение нормативно-справочной информации;

Оперативно представлять руководству компании информацию, необходимую для принятия эффективных решений.

УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: